Сокращая выбросы с морских судов

Международная морская организация пообещала существенно ограничить выбросы c морских судов. Альфа Лаваль объединилась с двумя лидерами рынка для выработки нестандартных способов решения этой глобальной проблемы.

Глобализация интенсифицировала торговлю между Востоком и Западом, в результате чего примерно 90% грузов сегодня перевозятся морским путем. Однако, несмотря на то, что морская перевозка грузов выигрывает в сравнении с другими средствами транспортировки с точки зрения совокупных газовых выбросов, некоторые специфические загрязнители воздуха вызывают обеспокоенность. Поэтому представители отрасли вкладывают большие средства в разработку усовершенствований своих экологических показателей.

Двумя ключевыми группами загрязнителей являются окиси серы (SOx) и окиси азота (NOx), вредные как для здоровья человека, так и для окружающей среды. Международная морская организация (IMO) твердо пообещала существенно ограничить выбросы этих соединений (в случае окиси азота — на 80 %) в определенных географических районах — так называемых зонах контроля выбросов (ЗКВ).

Сотрудничать, чтобы сократить выбросы

Делая ставку на свою технологию центробежной сепарации, Альфа Лаваль сотрудничает с другими ведущими машиностроительными компаниями в поисках решений, которые сделают такие ограничения возможными. Стаффан Конигссон, эксперт Альфа Лаваль по анализу технологических процессов и промышленным образцам, уверен, что эти меры помогут изменить саму схему работы отрасли. «Используя центробежные сепараторы, мы прокладываем новый путь, потому что другие решения просто не работают с такими маленькими частицами, — говорит он. — Минимизация объема выбросов до величин, заложенных в этом проекте, является очень непростой задачей».

Снижая выбросы NOx

Окиси азота образуются во время сгорания топлива как результат соединения азота и кислорода из воздуха при высоких температурах. Они ослабляют функцию легких человека и могут вызвать кислотные дожди.

В одном из проектов по сокращению этих выбросов от судовых двигателей компания Альфа Лаваль была выбрана для сотрудничества с датским отделением германского гиганта MAN. Эта двигателестроительная корпорация в настоящее время разрабатывает и испытывает входящее в состав системы рециркуляции выхлопных газов (РВГ) для крупногабаритных дизельных двигателей технологическое решение, способное уменьшать выбросы окиси азота на 80%.

Скруббер, являющийся одним из компонентов данной системы, удаляет азот и твердые частицы из выхлопных газов, используя струи воды. Сепараторное решение от компании Альфа Лаваль предназначено для последующей очистки этой воды таким образом, чтобы она не препятствовала процессу РВГ, и одновременно обеспечивает соблюдение директивы IMO по чистоте воды, сбрасываемой за борт.

«MAN счел сепараторы Альфа Лаваль чрезвычайно многообещающими, — говорит Йохан Кальтофт, начальник отдела проектирования дизельных и турбинных установок компании MAN. — Когда технология снижения выбросов окисей азота будет полностью готова, мы рассчитываем добиться полного соответствия критериям IMO в отношении сброса воды, использованной для скрубберной очистки, при одновременном поддержании чистоты и стабильного рабочего состояния газоочистительной системы для РВГ».

Комментирует Лена Зюндквист, менеджер подразделения Морская промышленность и Дизельное оборудование Альфа Лаваль: "По результатам наземных исследований, нас пригласили принять участие в испытаниях, проходящих на борту контейнеровоза AP Moller-Maersk, которые продлятся от года до двух лет".

Сокращая выбросы SOx

Окиси серы образуются во время сгорания топлива, когда содержащаяся в нем сера вступает в соединение с кислородом. Компания Альфа Лаваль объединила усилия с компанией — производителем скрубберов Aalborg Industries, специализирующейся на технологиях улавливания окисей серы, для снижения выбросов этих окисей. Скруббер от Aalborg, крупнейший из применяемых на судах на сегодняшний день, был установлен на одном из Ro-Ro судов, плавающих в Северном море, в 2009 г. и в мае 2010 г. был впервые испытан с использованием морской воды. Центробежные сепараторы Альфа Лаваль очищают грязную воду на выходе из скруббера.

Ларс Мунк Антонсен, генеральный директор группы глобального маркетинга и управления взаимоотношениями с клиентами в Aalborg Industries A/S, говорит, что доволен тем прогрессом, которого добивается Альфа Лаваль.

«Альфа Лаваль является широкоизвестным игроком в судоходной промышленности, - говорит он. – Компания Альфа Лаваль была выбрана в силу своей признанной квалификации в области разработки устройств для торгового флота и профессиональных знаний в сфере сепарации жидкостей и твердых частиц», — говорит он.

Впереди – соответствие требованиям IMO

Зюндквист говорит, что в компании Альфа Лаваль сепараторное решение оказалась настолько успешным, что она уверена, что результаты проекта будут полностью отвечать целевым показателям IMO по очистке сбрасываемой воды от примесей NOx и SOx.


Нормативы по окисям серы (SOx)

В течение следующих 10 лет вступят в силу еще более строгие нормативы, предусматривающие сокращение содержания серы в топливе с 4,5% до 3,5% к 2012 г с последующим сокращением до 0,5% в 2020 году.

В зонах контроля выбросов, портах Европейского союза (ЕС) и в Калифорнии также вступят в силу более строгие нормативы, касающиеся содержания серы в топливе. Например, в ЗКВ содержание серы должно быть сокращено с сегодняшнего 1.0% до 0.1% к 2015 году.

Чтобы соответствовать требованиям новых нормативов, судовладельцам придется или использовать более дорогое топливо с низким содержанием серы, или установить оборудование по очистке выхлопных газов, которое сокращает выбросы серы до уровня выбросов при использовании топлива с низким содержанием серы.

Нормативы по окисям азота (NOx)

Дизельные двигатели для морских судов, которые будут установлены и работать в ЗКВ с 2016 года, должны сократить выбросы окисей азота (NOx) на 80% по сравнению с уровнем 2000 года, Tier 1.

Подробности можно узнать на сайте Международной морской организации (IMO)

Alfa Laval Corporate AB

Rudeboksvägen 1 SE-226 55 Lund Sweden

Телефон: +46 46 36 65 00

E-mail: info@alfalaval.com

Перейти к содержанию № 2(36) 2011

 

№ 2(36), 2011
Судоходство

Лена Зюндквист, менеджер подразделения Морская промышленность и Дизельное оборудование Альфа Лаваль

Лена Зюндквист, менеджер подразделения Морская промышленность и Дизельное оборудование Альфа Лаваль