Завод Нижегородский теплоход: сто лет в судостроении

В июле 2011 года ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (ЗНТ) отметил свой столетний юбилей. В далеком 1911-ом, одним из первых в России, завод занялся строительством теплоходов, которые в тот период приходили на смену пароходам. В настоящее время, как и век назад, ЗНТ специализируется на реализации судостроительных проектов «под ключ».

С уважением к прошлому


Предприятие было основано известным нижегородским судовладельцем, предпринимателем и последним дореволюционным главой Нижнего Новгорода, Д.В.Сироткиным. Построенная им на левом берегу Волги верфь предназначалась для строительства самоходных танкеров и буксиров с дизельными двигателями – теплоходов, что собственно и нашло отражение в названии, а также нефтеналивных барж для Каспия, Волги и Мариинской системы. Уже через три года после своего основания завод относился к числу крупных машиностроительных и судостроительных предприятий России.

Статус завода «Теплоход» был очень высок и в советской промышленности. Предприятием построено 1589 плавучих кранов, все 16-ти тонные краны, до сих пор работающие в России, родом из «Теплохода». Это был единственный речной судостроительный завод, имевший прямое подчинение Министерству речного флота и не входивший в какое-либо пароходство.

– Мы занимаемся исследованием истории завода, личности его основателя, – рассказывает генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов. – Совместно с администрацией Нижнего Новгорода установили новый памятник на месте погребения Д.В. Сироткина в Белграде, создали фильм, который готовится к показу на Центральном ТВ, обобщили собранные материалы в юбилейном издании книги. Считаем, что без сохранения корней невозможно движение вперед.

ЗНТ сегодня


Основная специализация завода сегодня – проектирование и строительство «под ключ» судов технического и вспомогательного флота.

Текущая производственная программа предприятия включает продолжение строительства серии из десяти рейдовых водолазных катеров для Федерального Агентства морского и речного транспорта, второго ледокольного буксира для ГМК «Норильский никель», патрульного катера для ПС ФСБ.

Предприятие имеет дочернюю компанию в Таллине – ЗНТ Европа, собственное КБ – ЗНТ Инжиниринг в Нижнем Новгороде, совместное предприятие ЗНТ Винч. Достроечная база в Таллине снимает ряд ограничений по техническим характеристикам судов, по сезонной сдаче судов заказчику, собственное проектное бюро повышает качество взаимодействия завода и конструктора, а совместное с известной европейской компанией Адрия-Винч предприятие совсем скоро займется производством судового оборудования.

– Завод пережил разные периоды в своей истории, выстоял в непростые годы перестройки и сегодня с надлежащим качеством и с соблюдением контрактных сроков строит и сдает теплоходы, – говорит Сергей Коновалов. – Через сто лет с момента создания завода Дмитрием Сироткиным опять пришло это время – время строить флот!

Для обеспечения судоходства


15 июля 2011 года, в строгом соответствии со сроками контракта, заводом «Нижегородский Теплоход» и Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» был подписан акт приемки-передачи лоцмейстерского судна проекта BLV01 «Дмитрий Сироткин». Проект BLV01 разработан Морским Инженерным Бюро.



Многофункциональность как требование времени


Позади ходовые испытания, поднят на мачте государственный флаг, судно готово служить российскому флоту. За весь постсоветский период это первое обстановочное судно подобного класса и функционала, соответствующее всем требования международной конвенции, оснащенное самым современным механическим и электрическим оборудованием, движительной системой с высоким классом автоматизации. Главная особенность построенного судна – в его многофункциональности, в комбинации свойств и технических возможностей.

– В советское время предполагалось, что судно выполняет одну функцию, – рассказывает Владимир Штрамбранд, начальник управления развития и строительства флота ФГУП «Росморпорт». – В современных условиях мы стремимся к тому, чтобы суда технического и вспомогательного флота были более эффективными в эксплуатации: одна платформа должна обеспечивать выполнение самых разных задач по обслуживанию нужд портов и путей.

Так, кроме своего прямого назначения – выполнения навигационно-гидрографических работ, установки на подходах и в акватории порта средств навигационного ограждения, их обслуживанию и съемке, лоцмейстерское судно проекта BLV01, при необходимости, может участвовать в операциях по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в постановке боновых заграждений, выполнять ряд других функций.

– Непосредственно в Финском заливе, где будет работать судно, оно будет решать несколько параллельных задач, – уверен В.И. Штрамбранд. – К примеру, обеспечивать работоспособность постов системы управления движением судов, расположенных на островах, куда нужно завозить людей, доставлять топливо для работы дизелей. Мы будем использовать судно также для патрулирования акватории и для решения экологических задач, в том числе, для приема с судов сточных вод. Оно может работать и в качестве промерного судна и заниматься обследованием морского дна, так как снабжено многолучевым эхолотом.

В комбинации решений – инновационность проекта


– Инновационность данного проекта – в сочетании и удачной комбинации современных технических и технологических решений, которые существенно улучшают функциональные возможности судна, – считает Г.В. Егоров, генеральный директор ЗАО «МИБ – СПб».

Среди удачных решений, по мнению специалистов, – уже сама форма корпуса: судно достаточно широкое, что делает его остойчивым. Впервые на судах такого класса применены винторулевые колонки, что позволило уйти от использования носового подруливающего устройства и существенно улучшило маневренные характеристики судна. Судно имеет также нехарактерную для подобного типа судов полностью застекленную ходовую рубку с обзором в 360 градусов.

– Все эти решения приняты для достижения предельно хорошей управляемости судном, – объясняет главный конструктор судна проекта BLV01 Н.В. Автутов. – Компоновка ходового мостика дает судоводителю возможность управлять судном с трех постов: маневрировать рулевыми колонками, перемещать судно в любом направлении, изменять скорость.

Судно уже прошло через ходовые испытания, включая пробную постановку и подъем на борт тяжелых буев типа БМБЛ-78 и развертывание средств ЛАРН. Члены приемной комиссии и экипаж судна подтвердили высокое качество выполненных работ, широкие функциональные возможности, отличные ходовые и маневренные характеристики, соответствующие назначению судна. Высокую оценку судну дал и заместитель министра транспорта РФ В.А. Олерский, который принял участие в церемонии поднятия на судне государственного флага в рамках Международного Военно-морского салона 30 июня 2011 года.

– Лучшие конструктивные решения мы искали даже на стадии строительства, - рассказывает генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов. – Вели непрекращающийся диалог с проектантом и заказчиком, вносили изменения в документацию, уже самые первые испытания проводили с будущей командой, так как опытный капитан как никто лучше знает, как должно работать судно в реальных условиях. Мы все работали на одну цель и, несмотря на то, что подобное судно в стране строилось впервые, вышли на показательный результат.

Время строить флот


Ровно год потребовался строителям на то, чтобы воплотить в реальность новый «прорывной» проект, реализованный в рамках программы развития ФГУП «Росморпорт». Для отечественного судостроения данный срок исполнения заказа можно отнести к разряду рекордных: 15 июля 2010 года состоялась торжественная церемония закладки киля, 15 июля 2011 года – был подписан акт приемки- передачи судна заказчику.

– Это первый и очень удачный опыт в строительстве подобных судов, который мы получили совместно с проектантами и строителями, – говорит В.И. Штрамбранд. – Мы уверены, что с учетом отработки основных решений на головном судне, мы придем к необходимости продолжения строительства серии подобных многофункциональных судов для других филиалов ФГУП «Росмортпорт».

… Построенное судно не будет решать коммерческих задач. Оно будет заниматься обеспечением судоходства, вопросами экологии и безопасности работы других судов. Ответственность за решение этих задач во всем мире несет на себе государство. Появление судна проекта BLV01 свидетельствует о том, что и в России пришло время строить и обновлять технический и вспомогательный флот.

Назначение судна


Лоцмейстерское судно предназначено для выполнения работ по установке на подходах и акватории порта плавучих средств навигационного ограждения, их обслуживанию на акватории и съемке, а также для выполнения рада вспомогательных функций.

Судно однопалубное самоходное двухвинтовое с надстройкой бака, с транцевой кормовой конечностью, со средним расположением рабочей палубы, позволяющей разместить одновременно 4 буя БМБЛ-78 с якорными устройствами, с главными двигателями и жилой рубкой в кормовой оконечности, с грузовым краном, обеспечивающим работу с буями.

Район плавания – акватория морского порта Санкт-Петербург (включая устьевые участки реки Нева), порты Приморск, Высоцк, Выборг, Усть-Луга.

Основные характеристики судна:


Длина габаритная – около 43,09 м;
Ширина габаритная – около 10,20 м;
Высота борта на миделе – 3,30 м;
Осадка по КВЛ – 2,5 м;
Скорость на полном ходу – 10 узл.;
Автономность – 7 суток.
Класс РС – КМ Ice 3 R2-RSN AUT3-C

Технические особенности


В качестве единых средств движения и управления применены две полноповоротные винто-рулевые колонки (ВРК) SPR 330 FP мощностью около 405 кВт на каждом винте. Винты фиксированного шага диаметром 1,20 м, в насадках.

Привод ВРК осуществляется через Z-передачу от высокооборотных дизельных двигателей Volvo Penta D16MH мощность 405 кВт каждый.

Носовая оконечность судна имеет усиленные ледовые подкрепления.

Для обеспечения выполнения судном своих основных функций по снятию, постановке и обслуживанию навигационных плавучих знаков, предусмотрен грузовой гидравлический кран грузоподъемностью 8 тонн с вылетом стрелы 10,0 м. Кран имеет возможность работы при волнении моря 3 балла без потери грузоподъемности на максимальном вылете.

Для сброса с палубы якорей, при постановке буев, предусматриваются подъемники, обеспечивающие сброс якорей массой до 3 т.

Для обслуживания плавучих навигационных знаков предусмотрен рабочий катер.

Предусмотрена возможность транспортировки бонового заграждения и оборудования для ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов.

Для обеспечения выполнения судном гидрографических и промерных работ предусматривается установка гидрографического DGPS-приемника, гидрографического эхолота, датчика измерения вертикальной скорости звука в воде, а также гидролокатора бокового обзора.

В носовой части судна предусмотрен грузовой танк объемом 53 м куб., который предназначен для приема с судов сточных вод.

Завод Нижегородский Теплоход (ЗНТ), ОАО

606440, Нижегородская обл., г. Бор, ул. Луначарского, д.128

Телефон: +7 (831) 592 03 25

E-mail: znt@znt-yard.ru

Перейти к содержанию № 3(37) 2011

 

№ 3(37), 2011
Судостроение