Защита Мирового океана

Стефани Оли

Приближаясь этим зимним дождливым утром к сиднейскому порту Ботани, JRS Brisbane ничем не отличается от любого другого контейнерного судна. Но на его борту скрывается самая современная технология очистки балластных вод, помогающая предотвратить природную катастрофу.

Зимние штормы у восточного побережья Австралии уже стихли, но для капитана судна JRS Brisbane Константина Буханцева и его команды, отплывших из Брисбена, что примерно на 1000 километров севернее Сиднея, два с половиной дня плавания прошли неспокойно.

Несмотря на то, что на этом контейнерном судне используется ультрасовременная навигационная система, подключенная к сети глобального позиционирования через спутник, экипажу приходится напряженно работать, чтобы уравновесить половинную загрузку судна. Наполовину загруженное судно должно брать на борт балластную воду для обеспечения остойчивости и увеличения осадка до величины, при которой гребной винт погружен в воду на требуемую глубину.

«Даже стальной корабль может развалиться на две части и затонуть в течение часа, если груз распределен неравномерно», – поясняет Константин Буханцев, вкратце описывая грузовое судно, изогнутое посередине в результате чрезмерной загрузки сзади и спереди и недостаточной – в центре.

Когда суда берут на борт балластную воду, в них вместе с водой попадает и огромное количество морских микроорганизмов, которые в случае сброса с судна вне среды своего естественного обитания способны нанести колоссальный урон окружающей среде.

В настоящее время большинство судов соблюдают рекомендацию Международной морской организации (IMO), согласно которой балластную воду следует заменять в открытом океане, где выживают немногие микроорганизмы, желательно в 200 морских милях от берега при глубине воды от 200 метров. Это сводит к минимуму непреднамеренный перенос крошечных живых организмов из одной прибрежной экосистемы в другую. Однако JRS Brisbane отличается от других судов. Построенное в 2009 г., судно оснащено инновационной технологией PureBallast, исключающей вышеуказанную трудоемкую задачу из списка текущих работ экипажа.

Разработанная компанией Альфа Лаваль совместно с Wallenius Water, PureBallast представляет собой полностью автоматизированную высокоэффективную систему очистки водного балласта на борту. Она очищает воду путем комбиниро ванного использования фильтрации и усовершенствованной технологии окисления (advanced oxidation technology, AOT). Оба метода безопасны как для экипажа, так и для окружающей среды.

Данная система настолько эффективна, что способна уничтожать организмы величиной до 10 микрометров в количествах, превышающих требования нормативов IMO. Капитан Буханцев, который родом из российского курортного города Сочи на Черном море, не понаслышке знает о том ущербе на миллиарды долларов, который способна причинить замена неочищенного водного балласта. В 1990 гг. объекты черноморского рыбного промысла были практически уничтожены в результате вторжения чужеродных водных организмов из сброшенного балласта.

«Мы просто обязаны заботиться о морской окружающей среде, потому что это наша планета и наш дом, – говорит Буханцев. – Очистка балластной воды поможет нам и следующим поколениям сохранить наши океаны чистыми. Мой экипаж и я хотим видеть Землю зелено­голубой, а не серой».

Впервые ученые осознали опасность проблемы переноса балластных вод в 1903 г., после заражения азиатским фитопланктоном одонтеллой (Bidulphia sinensis) вод Северного моря.

В ХХ столетии межокеанское судоходство процветало, и в 1970­х ученые начали исследовать проблему более тщательно. С тех пор в отношении балластных вод был представлен ряд рекомендаций, из которых наиболее далеко идущие последствия имела стратегия IMO на основе принятой этой организацией в 2004 г. Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении. Руководящие положения конвенции скоро станут обязательными для исполнения во всем мире, а, например, Канада и Австралия уже сделали их таковыми. Одним из руководящих положений является жесткая документация по приему и сбросу балласта, а другим – нормирование замены балласта в открытом море. Но этот шаг порой непросто реализовать. «Повторная балластировка означает, что судно должно стать на якорь в открытом море и потратить 4, а то и 5 часов на замену балласта, – говорит Буханцев. – Это трудно сделать в шторм. Очистка балластной воды на борту изрядно упрощает ситуацию».

Когда конвенция вступит в силу, она будет требовать, чтобы к 2016 г. системы обеззараживания балластной воды применялись на всех судах. На сегодняшний день в мире уже разработаны и получили начальное одобрение IMO 24 такие системы. Среди их разработчиков – «тяжеловесы» в области технологий судостроения из Германии, Японии, Южной Кореи и Швеции. 12 систем получили окончательное одобрение IMO.

Только 9 систем удостоились от IMO одобрения типового образца и полной сертификации от правительственных органов соответствующих стран по состоянию на июль 2010 г. PureBallast – одна из них. Германская компания WMS Shipmanagement, владелец судна JRS Brisbane, рассмотрела несколько вариантов, прежде чем пришла к окончательному решению.

«Из предложений, представленных нам на тот момент, только система PureBallast не подразумевала использование химикатов для уничтожения микроорганизмов, вследствие чего мы сочли ее наиболее экологически безопасной, – говорит Георгиос Халарис, инженер WMS Shipmanagement по эксплуатации. – Помимо экологических система имеет и коммерческие преимущества. Она экономит нам время, трудозатраты и моющие средства, используемые для очистки внутренней полости балластных цистерн. На корабле размером с JRS Brisbane эта процедура проводится каждые 2,5 года и стоит порядка 20 тыс. евро. За очистку балласта на борту также предусмотрены уменьшенные портовые сборы и другие поощрения» – продолжает Халарис.

Главный инженер Александр Безруков показывает дорогу в машинное отделение, где гудят механизмы во время загрузки корабля. Сейчас здесь шумно, но этот шум не идет ни в какое сравнение с тем оглушающим грохотом, который раздается, когда корабль идет на всех парах, и персонал машинного отделения обязан носить звукозащитные наушники.

Мы осматриваем компактную систему PureBallast, которая немного меньше одного из соседних насосов, подающего холодную воду к двигателям. «Ею очень легко управлять, – поясняет Александр (на экране ЖК­дисплея отображается технологическая схема PureBallast). – Она функционирует автоматически, поэтому мы лишь проверяем, все ли работает гладко».

Согласно информации изготовителя, PureBallast прослужит столько же, сколько то или иное судно – от 25 до 30 лет. Единственные существенные работы по техобслуживанию, входящие в обязанности Безрукова и его коллег, – проверка фильтра и замена ультрафиолетовых ламп. Но и это не будет занимать много времени. «В случае возникновения каких­либо проблем компьютер идентифицирует их немедленно, – говорит главный инженер. – Но не думаю, что проблемы будут долго нас беспокоить».

Рука об руку с главным инженером Александром Безруковым работают инженеры­электрики Фон Наинг из Мьянмы и Рамон Лопес с Филиппин.
У всех троих — в среднем 20­летний опыт работы на судах, и все они видели, насколько сильно изменилась морская окружающая среда за это время.

Нашумевший пример – североамериканский гребневик, попавший в Черное море. Равно как и являющиеся причиной токсических красных приливов водоросли динофлагелляты, обитающие у побережья Филиппин, родины Лопеса. «Самое лучшее в PureBallast – это то, что она делает для экологии», – говорит Наинг.

Помимо экологических преимуществ PureBallast обеспечивает некоторое представление о высокотехнологичном будущем судоходства. «В 1980–1990 гг. мы управляли многими операциями в машинном отделении корабля вручную, – говорит Лопес. – Где­то с 1995­го электроника стала сложнее. Быть может, еще лет через 20 на борту будут роботы».

Отличия системы PureBallast


Благодаря применению бесхимикатной технологии и компактности система PureBallast от Альфа Лаваль является неординарным решением серьезной проблемы.

PureBallast – это высоко технологичная система управления балластной водой, осуществляющая фильтрацию и обработку ультрафиолетовым облучением. Она настолько эффективна, что может уничтожать микроорганизмы размером до 10 микрометров.

Эта компактная, полностью компьютеризированная система работает автоматически. Во время балластировки главный балластный насос системы PureBallast сначала прокачивает воду через фильтр с размером ячейки 50 микрон, предотвращающий попадание внутрь более крупных организмов.

Далее вода проходит через один или несколько блоков усовершенствованной окислительной очистки (advanced oxidation technology, AOT), где под действием интенсивного ультрафиолетового облучения на кауничтожающие все микроорганизмы. Данная технология работает как в чистой, так и в мутной воде.

Вода обеззараживается повторно по технологии AOT при дебалластировке для нейтрализации любого роста микроорганизмов, который мог произойти во время плавания. В зависимости от количества установленных AOT­блоков система PureBallast может обрабатывать от 250 до 2500 м3 балластной воды в час.

Систему можно устанавливать на новых судах или модифицировать под уже существующие. В сентябре 2010 г. была выпущена новая модификация, PureBallast 2.0, еще больше упрощающая установку благодаря меньшему числу шкафов электроавтоматики.

С появлением PureBallast 2.0 также упростилась эксплуатация и на 40% уменьшилось энергопотребление.

Помимо быстродействия и высокой эффективности огромным достоинством системы PureBallast является применяемая в ней 100­процентно бесхимикатная технология. «Нет никакой опасности для экипажа, никакой опасности для судна и никакой опасности для окружающей среды, – говорит Пер Варг, менеджер по оборудованию PureBallast. –Вдохновляющая идея, заложенная в технологии AOT, состоит в том, что она основывается на полностью естественных процессах, – продолжает он. – Когда солнечный свет падает на воду, в природе образуются свободные радикалы, и эти радикалы­реактивы создают среду, в которой окисляются органические и неорганические вещества».

На сегодняшний день четыре метода обеззараживания сертифицированы на соответствие критериям, изложенным в принятой IMO в 2004 г. Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими: механическая очистка (фильтрация), физическая очистка (ультрафиолетовыми лучами), химическая очистка (применение биоцидов) либо та или иная комбинация вышеперечисленных методов.
«На первый взгляд другие сертифицированные системы имеют те же характеристики, – говорит Варг. – Однако у PureBallast мы видим явные преимущества. Например, свободные радикалы остаются эффективными даже при высоком содержании осадка в воде. Кроме того, они фактически разрушают клеточные мембраны, уничтожая микроорганизмы, а не делая их неспособными к воспроизведению. Никакие микроорганизмы не выживают при прохождении через эту систему».



Wms shipmanagement


WMS Shipmanagement: Германия переживает своего рода бум морских перевозок. WMS Shipmanagement GmbH & Co KG – молодая компания с совершенно новой флотилией и большими планами воспользоваться возможностями роста.
Год основания: 2006.
Головной офис: Гамбург, Германия.
Число судов: 13.
Число сотрудников: 15.
Типы судов: 12 контейнеровозов (вместимость – от 700 до 900 стандартных контейнеров), 1 грузовое судно многоцелевого назначения (полная грузоподъемность – 9300 тонн).
Средний возраст судов: 2,5 года (самому старому – 5,5 года).
Маршруты: по всему миру.



Конвенция IMO. Общие сведения


Нормативы, выработанные на основе принятой IMO в 2004 г. Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими, вступят в силу через 12 месяцев после ратификации документа 30 государствами, (35% мирового крупнотоннажного торгового флота).

Конвенция уже ратифицирована 26 странами (24% мирового тоннажа), что делает ее полную реализацию вероятной в течение следующих двух лет. Некоторые из новых требований:
Очистка или замена балласта перед сбросом. – К 2016 г. системы управления балластной водой должны использоваться на всех судах и периодически проверяться на соответствие стандартам.
Соблюдение новых жестких стандартов. – Должна достигаться такая степень очистки, при которой в кубическом метре обеззараженного балласта содержится не более 10 микроорганизмов диаметром свыше 50 микрометров.
Документирование. – На судах должен вестись журнал регистрации водного балласта (данные о приеме, циркуляции, обеззараживании и сбросе балластной воды).
Обеспечение наличия приемных устройств. – Порты и терминалы должны обеспечить наличие устройств приема осадков, сбрасываемых во время очистки балласта.



Непрошеные гости


Использование балластной воды для остойчивости частично загруженных или незагруженных судов является неотъемлемой частью безопасного судоходства. Однако воздействие балластной воды на окружающую среду порой настолько разрушительно, что сегодня ее перенос в другие части света считается одной из главных угроз для Мирового океана. Ниже приведены некоторые из основных примеров морских экологических катастроф, вызванных чужеродными организмами, перенесенными в новые для них экосистемы с балластной водой.

Североамериканский гребневик (Mnemiopsis leidyi)


Ареалы естественного обитания: восточное побережье Северной и Южной Америки.
Ареалы, возникшие в результате переноса: Черное, Азовское и Каспийское моря.
Воздействие: со времени своего появления в Черном море в конце 1980­х быстро размножающийся гребневик изменил местную экологию до такой степени, что практически истребил объекты рыбного промысла – хамсу, ставриду и осетра.

Токсичные водоросли (вызывающие т.н. красные, коричневые и зеленые приливы)


Ареалы естественного обитания и возникшие в результате переноса: различные.
Воздействие: образуют цветение воды, лишая ее кислорода и загрязняя пляжи. Некоторые виды могут заражать фильтрующего гребневика, последующее употребление которого в пищу может привести к заболеванию или даже смерти.

Полосатая мидия (Dreissena polymorpha)


Ареалы естественного обитания: Восточная Европа (Черное море).
Ареалы, возникшие в результате переноса: Северная и Западная Европа, Северная Америка.
Воздействие: впервые обнаруженные в Северной Америке в 1988 г., эти полосатые моллюски размножились по всей восточной половине континента, засоряя водные пути, трубопроводы и другие объекты инфраструктуры. Никакой известной технологии их уничтожения не существует. Есть мидии не рекомендуется из­за загрязненных сред их обитания и плохих вкусовых качеств мяса.

Alfa Laval Corporate AB

Rudeboksvägen 1 SE-226 55 Lund Sweden

Телефон: +46 46 36 65 00

E-mail: info@alfalaval.com

Перейти к содержанию № 3(37) 2011

 

№ 3(37), 2011
Судоходство

Главный инженер Александр
Безруков говорит, что управлять
системой PureBallast очень легко

Главный инженер Александр Безруков говорит, что управлять системой PureBallast очень легко

Система PureBallast производства Альфа Лаваль очищает
балластную воду без использования химикатов

Система PureBallast производства Альфа Лаваль очищает балластную воду без использования химикатов

Благодаря PureBallast экипажу JRS Brisbane не приходится
заменять балластную воду в открытом океане

Благодаря PureBallast экипажу JRS Brisbane не приходится заменять балластную воду в открытом океане