Морские порты получат закон

Один из самых многострадальных и долгожданных законов - "О морских портах РФ" наконец-то становится реальностью. 29 апреля Правительство РФ одобрило проект федерального закона, разработанного Министерством транспорта РФ. В ближайшее время он должен быть внесен в Государственную Думу.

"Плавание" законопроекта через парламент едва ли будет спокойным. Со стороны российских портовиков и выражающих их интересы депутатов раздается резкая критика того варианта закона, который подготовил Минтранс.

Еще в середине 1990-х годов стало понятно, что российское законодательство "отстает" от реалий, сложившихся в деятельности портов. После приватизации на базе имущественных комплексов морских портов были образованы акционерные общества. К ним присоединились многочисленные частные стивидорные, транспортно-экспедиционные, агентские компании. В портах возникли независимые профсоюзы, в некоторых даже не по одному. Отсутствие базового закона порождало многочисленные юридические и хозяйственные конфликты между ними, и как следствие, вело к снижению эффективности работы портов.

Российское законодательство фактически регламентирует только деятельность государственных органов управления портами и водным транспортом, но не взаимоотношения последних с частными фирмами. К примеру, в некоторых портах частные компании - арендаторы государственных гидротехнических сооружений - вкладывают собственные средства в их ремонт и модернизацию. Вопрос с компенсацией их затрат решается, как правило, по договоренности с местной морской администрацией порта, а не на законной основе. Кроме того, российские порты делятся по ведомственному признаку - на торговые, рыбные и специализированные, хотя де-факто все давно переваливают любые виды грузов.

Стремясь заполнить правовой вакуум в области нормативно-правового регулирования транспортного комплекса, около семи лет назад Ассоциация морских торговых портов России начала сбор предложений по разработке "Закона о морских портах". Эти данные были обобщены институтом "СоюзМорНИИПроект". В 2000 году концепция закона была одобрена коллегией Министерства транспорта РФ. К ноябрю 2001 г. Минтранс разработал собственный вариант закона, который после согласований с министерствами и ведомствами лег в основу нынешнего законопроекта (см. врезку).

Главное, принципиальное новшество, предлагаемое Минтрансом, - законодательное разделение административных и хозяйственных функций, осуществляемых морскими администрациями портов. Согласно законопроекту, все МАП являются федеральными государственными учреждения, подведомственными министерству, которые наделяются административно-властными полномочиями и выполняют определенные государством функции. Функции, связанные с использованием федерального имущества в морских портах (сейчас они возложены также на МАП), должны быть переданы на правах хозяйственного ведения ФГУП "Росморпорт". Эта структура создана осенью прошлого года, а в конце апреля Правительство утвердило ее Устав.

По мнению заместителя министра транспорта РФ статс-секретаря Максима Прохорова, закон может быть принят в первом чтении уже на весенней сессии Госдумы. Руководство Минтранса не раз заявляло о том, что "Закон о морских портах" должен повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российских портов. Чиновники особо подчеркивают, что реализация закона не потребует дополнительных госрасходов. Часть норм, касающихся деятельности портов, а также осуществления государственного портового контроля, уже закреплена в других законах и Кодексе торгового мореплавания.

Тем не менее, портовики оценивают министерский проект либо "никак", либо негативно. В частности, они указывают на то, что структура законопроекта не содержит правил регулирования отношений, возникающих из производства услуг, связанных с транспортным процессом, что выхолащивает смысл существования закона.

"Законопроект просто ужасный, и написан с одной целью - закрепить позиции нового монополиста, - считает Александр Пермяков, генеральный директор ЗАО "Порт Высоцк". - Он отражает интересы чиновников и не имеет никакого отношения к реальным проблемам портов".

"В нем отсутствует основная статья - о предпринимательской деятельности в порту, а все посвящено административным вопросам. Таким образом, смысла в принятии этого закона в нынешнем виде нет никакого. Он только ухудшит работу портов, - говорит президент Ассоциации морских торговых портов (АМТП) Олег Терехов. - С моей точки зрения, и создание морских администраций было излишним шагом. Организацией движения могли бы заниматься капитаны портов, а распоряжаться имуществом - Минимущества РФ. Тем не менее, МАПы были созданы, и почти везде им удалось наладить нормальный контакт с портовиками. Теперь снова все меняют и создают непонятную дополнительную надстройку. Теряется сам смысл, скажем, портовых сборов - раньше их ставки устанавливались исходя из особенностей каждого порта, теперь же снова нам предлагают центрально-распределительную систему". По словам Олега Терехова, как только законопроект попадет в Госдуму, он будет тщательно изучен, а затем либо к нему будут предлагаться поправки, сформулированные АМТП, либо парламентарии выдвинут собственный законопроект. "Наша концепция уже давно находится в Госдуме. Там никакого "Росморпорта" нет вообще, - отмечает президент АМТП. - И депутатам она нравится. Если наши поправки не будут приниматься, концепция может быть использована как основа для альтернативного законопроекта".

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Порты