"Порты и портовое хозяйство. Проблемы и решения - 2003". Итоги конференции

Ярослав Шишкин, информационно-аналитическое агентство SeaNews

Российские порты в ближайшие годы будут активно развиваться, наращивать грузовую базу и успешно работать в условиях конкуренции со стороны зарубежных портов. Такие оптимистичные прогнозы прозвучали в ходе конференции "Порты и портовое хозяйство. Проблемы и решения - 2003", состоявшейся 17 апреля 2003 г. в Министерстве транспорта Российской Федерации. Согласно статистике, объемы перевалки грузов в российских портах демонстрируют динамичный рост: в минувшем году увеличение составило 28%. По мнению многих выступавших, на сегодняшний день основными проблемами портовой индустрии являются недостаточные специализированные мощности портов и развитие припортовых железнодорожных станций. По словам заместителя министра путей сообщения Хасяна Зябирова, неготовность портов к принятию возросших объемов грузов в начале текущего года привела к 307 суткам конвенционных запретов и потерям российской экономики, оцениваемым на уровне 1 млрд. руб. В прошлом году недостаточный уровень развития портовой инфраструктуры, по оценке МПС, привел к тому, что не было доставлено около 20 млн. тонн грузов. МПС со своей стороны заявляет о том, что делает все возможное, чтобы способствовать развитию отрасли. Первый этап унификации железнодорожных тарифов уже привел к повышению рентабельности железнодорожных перевозок и, в частности, увеличил поток грузов, идущих в порты. На данный момент МПС ведет значительный объем работ по модернизации припортовых станций в таких портах как Новороссийск, Туапсе, Санкт-Петербург, Усть-Луга, Находка.

Результаты этой деятельности должны положительно сказаться на эффективности взаимодействия портов и железной дороги уже в самое ближайшее время, однако не следует забывать и о необходимости совершенствования самих портов - увеличения мощностей и введения в действие специализированных перевалочных комплексов, недостаток которых особенно остро чувствуется сегодня, в условиях бурного роста экспорта. Общая потребность в перевалке российских грузов в портах к 2010 г., по данным представителя научно-исследовательского института "СоюзМорНИИПроект" Всеволода Лернера, может составить 485 млн.тонн, что почти вдвое превышает сегодняшние показатели перевалки. По оптимистичным прогнозам, развитие портов будет адекватным росту грузовой базы. Более того, как отметил В.Лернер, российские порты уже сегодня, несмотря на имеющиеся проблемы, вполне конкурентоспособны и не нуждаются в столь плотной защите государства от зарубежных конкурентов, поскольку от последних "уже не исходит прямой опасности, как раньше".

Ключевым и, бесспорно, крайне важным моментом в развитии портов России в ближайшие годы, по мнению целого ряда выступавших, станут международные транспортные коридоры, в развитии и работе которых Россия, благодаря своему выгодному географическому положению, может и должна принимать активное участие. Стратегические направления Север - Юг и Запад - Восток пролегают как раз через Россию, и в наших интересах использовать такое преимущество, тем более, что именно сегодня есть возможность стать частью перспективных проектов.

Так, МПС призывает активно поддержать строительство Транскорейской магистрали, которая может, соединив Северную и Южную Корею, выйти на Транссиб через пограничную станцию Хасан. Уже сейчас поток потенциальных грузов на направлении Восток - Запад через территорию Российской Федерации оценивается на уровне 150 тыс. контейнеров, причем не исключено, что эта цифра может быть и выше. Направление Север - Юг на сегодняшний день используется российской стороной почти исключительно для двусторонней торговли со странами Средней Азии и Закавказья, в то время как имеющий стратегическое значение транзит через Россию грузов направления Европа - Азия практически не развивается, на что обращали внимание участники конференции.

Выводы конференции о том, что развитие портовой индустрии России в ближайшие годы будет активно продолжаться, как при постоянной поддержке государства, так и при возрастающем интересе со стороны крупного капитала, все больше осознающего эффективность инвестиций в отрасль, не могут не обнадеживать. В то же время, как и любое другое утверждение, они нуждаются в проверке на практике.

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Порты