Морской порт Санкт-Петербург - важнейшая составляющая международного транспортного коридора "Север-Юг"

Проекты наращивания портовых контейнерных мощностей в рамках формирования международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг", призванного изменить направления транзитных грузопотоков из стран Юго-Восточной Азии в Европу, рассматривались 23 мая в Санкт-Петербурге. Высокий статус мероприятия подчеркивался участием в презентации проектов полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Валентины Матвиенко, министра транспорта Сергея Франка, первого заместителя министра путей сообщения Владимира Якунина и других почетных гостей.

Участники встречи обсудили стратегию интеграции портовых комплексов России в международную транспортную контейнерную систему и перспективы развития важнейших элементов МТК "Север-Юг" на территории РФ - контейнерных терминалов в портах Санкт-Петербург, Усть - Луга и Оля. По оценкам западных экспертов, дальнейшие перспективы развития грузовых перевозок напрямую связаны с их "контейнеризацией". Специалисты прогнозируют: в ближайшие десять лет объем перевозок транзитных контейнерных грузов через территорию РФ возрастет до 7 млн. контейнеров в год. Из них 3,5 млн. пройдет через порты Северо-Запада России.

Ключевое место в обеспечении контейнерного грузопотока международного транспортного коридора "Север-Юг" занимает ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". (Основной оператор - ЗАО "Первый контейнерный терминал" - лидер 2002 года среди 60-ти портов Балтики.)

Обработка контейнерных грузов - стратегическое направление деятельности ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Только в 2002 году объем инвестиций, направленных на реализацию Концепции наращивания контейнерных мощностей порта, составил более 20 млн. долларов США. Выполнение первого этапа инвестиционной Программы модернизации и развития "Первого контейнерного терминала" увеличило его пропускную способность со 150 тыс. TEUs в 1998 году до 550 тыс. TEUs в 2003 году. Тяжелая ледовая обстановка, сложившаяся на акватории Большого порта СПб зимой 2002-2003 годов, не смогла повлиять на положительные результаты деятельности ЗАО "ПКТ" в первом квартале текущего года (спас положение линейный ледокол, арендованный акционером Компании ЗАО "Северстальтранс" в Мурманском морском пароходстве). Более того, в марте 2003 года был поставлен абсолютный рекорд за все время существования Компании: обработано 45 тысяч TEUs . Всего в 2003 году на портово-технологических мощностях терминала планируется переработать 550 тысяч TEUs (порядка 325 тысяч контейнеров).

Сегодня изменилась схема управления Компанией. ЗАО "Первый контейнерный терминал", оставаясь в структуре группы компаний ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", перешел под управление "Национальной Контейнерной Компании". НКК была создана в 2002 году владельцами ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" совместно с компанией "Северстальтранс". Свои контейнерные активы, расположенные в ведущих портах страны, учредители передали под управление НКК, основной задачей которой станет развитие контейнерной инфраструктуры на территории России, увеличение мощностей существующих контейнерных терминалов (в первую очередь морских), строительство новых, развитие контейнерных перевозок. От альянса холдинга, обладающего самыми передовымитехнологиями в области обработки контейнеров в морских портах, и одной из крупнейших транспортных компаний ("Северстальтранс", являясь крупным железнодорожным и морским перевозчиком, владеет также рядом объектов транспортной инфраструктуры) можно ожидать многого. В частности, как уверен генеральный директор ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Игорь Русу, "слияние наших знаний и технологий позволит создать мощный инструмент для обеспечения контейнерных перевозок в России, которые будут интенсивно возрастать на протяжении еще достаточно длительного периода времени".

"Национальная Контейнерная Компания" зарегистрирована в Москве, но сфера ее деятельности - вся территория РФ. Помимо управления "Первым контейнерным терминалом", НКК принимает непосредственное участие в реализации проектов создания контейнерных перегрузочных комплексов в портах Усть-Луга, Оля (последний войдет в эксплуатацию в сентябре 2003 года), Новороссийск. Как сообщил генеральный директор ЗАО "ПКТ" Евгений Южилин, контейнерный терминал в морском порту Санкт-Петербург в основном будет ориентирован на грузопотоки Северо-Западного региона, а терминалы в портах Усть-Луга и Оля - на обработку транзитных контейнерных грузов, следующих МТК "Север - Юг" и "Запад-Восток".

Образование Национальной Контейнерной Компании не отразилось на долгосрочных перспективах дальнейшего развития ЗАО "ПКТ". Полное развитие портовых мощностей планируется к 2008 году, когда пропускная способность терминала составит 1 млн. 350 тысяч TEU`s в год. Стратегические планы на 2003 и 2004 годы предусматривают расширение складской территории при более экономичном ее использовании путем увеличения ярусности постановки контейнеров. Приобретение двух новых тыловых транстейнерных перегружателей, обеспечивающих пятиярусное штабелирование, стало следующим шагом по пути технического перевооружения терминала. По расчетам специалистов, транстейнерная технология в три раза повысит эффективность использования складских площадей и в полтора раза увеличит скорость обработки судов. Эта прогрессивная технология стала еще одним аспектом применения автоматизированной информационной системы оперативного управления ЗАО "ПКТ".

Возможность увеличить объем складских площадей появилась у терминала в результате присоединения в 2002 году территории, ранее занимаемой Базой ремонта контейнеров (БРК). За территориальным расширением последовало увеличение емкости склада единовременного хранения контейнеров с 14 до 17 тысяч TEUs. В свою очередь, на месте бывшего склада хранения порожних контейнеров была оборудована площадка для хранения рефрижераторных и груженых контейнеров с экспортным грузом. Дальнейшая оптимизация внутренних резервов терминала предполагает "очистку" центральной части терминала от находящихся там зданий с последующим образованием на их месте новых складских площадей. Согласно Генеральному плану развития, помещения механизации, столовой и другие объекты инфраструктуры переместятся в новый комплекс, построенный на территории БРК. На окраину терминала, в целях увеличения протяженности железнодорожного фронта погрузки, перенесут и железнодорожные пути.

Кроме того, в 2003 году с привычного месторасположения переместится сервисный центр оформления грузовых документов и центральный офис компании. После строительства нового здания, общей площадью около 5 тысяч кв. м., в котором разместятся все государственные контролирующие органы, работа с клиентами сосредоточится в районе въезда на терминал.

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Порты