О работе Морской администрации порта Санкт-Петербург

А.Ю. Маркелов, помощник начальника Морской администрации порта Санкт-Петербург по внешним связям

Одним из ключевых звеньев нормального функционирования российских транспортных систем являются порты. Сегодня Большой порт Санкт-Петербург, основное звено петербургского транспортного комплекса - самый динамично развивающийся в России. Ввод в строй морского торгового порта Приморск, новых причальных сооружений и терминалов в порту СПб, дальнейшее развитие и ввод в эксплуатацию объектов Региональной системы безопасности мореплавания позволило добиться значительного перераспределения грузов в пользу отечественных портов восточной части Финского залива. Сделан серьезный шаг в укреплении транспортной независимости России от иностранных государств и уменьшении транспортных расходов российских грузовладельцев. Об этом свидетельствует стабильное ежегодное увеличение объемов перевалки экспортно-импортных грузов стивидорными компаниями порта и рост числа судозаходов.

В 2002 году грузооборот порта составил 41309,2 тыс. тонн, что на 12% больше, чем в 2001 году. По итогам 2002 года порт Санкт-Петербург вышел на первое место среди портов Восточной Балтики. Развитие Большого порта Санкт-Петербург идет темпами, опережающими плановые показатели, заложенные в Генеральной схеме.

На обширной акватории, находящейся в ведении Морской администрации порта СПб (МАП СПб), и территориях, образующих Большой Морской порт Санкт-Петербург, в настоящее время на основании полученных лицензий осуществляют перевалку различных внешнеторговых грузов 34 стивидорные компании. По состоянию на конец 2002 года функционируют 19 судоходных линий, обеспечивающих перевозку грузов в/из портов Финляндии, Швеции, Германии, Франции, Бельгии и др. Функционирует линия Санкт-Петербург - Калининград - порты Германии. За истекший период из Калининграда перевезено 24486 тонн груза.

Увеличение грузооборота обеспечено ростом перевалки металлов - на 12%, контейнеров - на 22%, реф. грузов - на 8%, химических грузов - на 16%, нефтепродуктов - на 18%, ген. грузов - на 22%. Существенной составляющей грузооборота является объем перевалки грузов в период зимней навигации. Объем грузооборота за период зимней навигации вырос с 6110 тыс. тонн в 1996 году до 13978 тыс. тонн в 2002 году, т.е. более чем в два раза. Прирост грузооборота по отношению к зимней навигации 2000/2001 г.г. составил 9,3%. Высокие темпы роста создают все условия для дальнейшего наращивания годовых объемов грузооборота.

Ледовую проводку в порту Санкт-Петербург и в порту Приморск в зимнюю навигацию 2002-2003 г.г. обеспечивали 4 линейных и 6 портовых ледоколов.

Увеличение грузооборота порта темпами, опережающими плановые показатели Генеральной схемы развития, достигнуто благодаря реализации комплекса работ по новому строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту материально-технической базы - гидротехнических и причальных сооружений, каналов и фарватеров, ледоколов, приобретению и вводу радионавигационного оборудования, обеспечивающего безопасность судоходства на акватории порта и за ее пределами.

В связи с ожидаемым вступлением в Европейский союз в 2004 году Польши и Литвы возникла проблема передвижения российских граждан и транспортировки грузов из Калининградской области. Президент и Правительство РФ поставили задачу организовать регулярное прямое паромное сообщение между Калининградом и Северо-Западным регионом России. 26 декабря 2002 года состоялось торжественное открытие паромной линии Санкт-Петербург - Калининград - Санкт-Петербург.

Министерство транспорта РФ и Морская администрация порта Санкт-Петербург уделяют особое внимание обеспечению безопасности мореплавания и охране окружающей среды восточной части Финского залива. Для решения этих задач реализуется проект Региональной системы безопасности мореплавания (РСБМ) в этом регионе. Ввод в эксплуатацию РСБМ и интеграция ее с аналогичными системами Финляндии и Эстонии, а также других стран Балтийского региона, позволят значительно снизить риск аварии танкеров и других судов, совершающих рейсы в Балтийском море.

Для повышения безопасности движения судов в портовых водах, оптимизации погрузочно-разгрузочных работ и повышения портовых мощностей, Морская администрация порта Санкт-Петербург решает вопросы ремонта и строительства находящихся на балансе гидротехнических сооружений. Работы по реконструкции причалов производятся согласно Генеральной схеме развития Петербургского транспортного узла и с учетом необходимости увеличения пропускной способности причалов для перспективных типов грузов.

По состоянию на 01.01.2003 г. на балансовом учете ГУ МАП СПб находится 138 объекта недвижимости, из них: 94 гидротехнических сооружения, причалов - 61 единица, берегоукрепления, набережные - 12 единиц, 20 зданий и сооружений, 6 ледоколов и 1 паром, 2 экологических судна, 2 лоцманских судна и 11 катеров, 2 дебаркадера.

На 2003 год намечены работы по строительству причалов №№ 3 и 4 в границах ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ) с завершением работ в IV кв. После их ввода в эксплуатацию мощность нефтяного терминала возрастет на 10 млн. тонн в год. Также запланировано проектирование и строительство причала № 106 для расширения действующего комплекса по перевалке минеральных удобрений с увеличением его пропускной способности до планируемых 5-7 млн. тонн в год.

В рамках концепции развития Большого порта Санкт-Петербург для обеспечения подхода судов с осадками до 11,0 м к причалам Барочного бассейна произведены дноуглубительные работы по реконструкции Барочного бассейна. Для обеспечения подхода судов к новым причалам в Угольной гавани выполнены дноуглубительные работы по ее реконструкции до отметки дна 12,0 м. Для обеспечения подхода судов к строящимся причалам Петербургского нефтяного терминала производятся дноуглубительные работы по строительству ковша Нефтяной гавани до отметки дна 12,0 м. В целях обеспечения безопасности мореплавания на акватории порта в 2002 году выполнены гидрографические работы (промер глубин) на подходных фарватерах к порту (Кронштадтский Корабельный фарватер, Санкт-Петербургский морской канал, Северный Кронштадтский фарватер, Петровский канал, Ломоносовский канал) и во внутренней акватории порта в объеме 3100 линейных километров, выполнена топосъемка береговой линии внутренней акватории порта в объеме 120 линейных километров.

Морская Администрация порта Санкт-Петербург обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды в зоне ее оперативного контроля. Осуществляет рассмотрение, анализ и расследование случаев нарушений судами и предприятиями портово-промышленного комплекса природоохранного законодательства. В 2002 году проведено 134 проверки соблюдения природоохранного законодательства, в результате которых проверено 73 судна и 61 организация, составлено 84 акта и 50 протоколов о нарушении правил охраны окружающей среды.

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Порты