Приморск переориентирует экспортные потоки нефти

Коренные изменения в экспортных маршрутах российской нефти станут возможны благодаря выходу на проектную мощность нефтеналивного порта Приморск, построенного за рекордно короткие сроки в акватории Финского залива. К середине 2004 года Приморск будет отгружать 42 млн. тонн черного золота.

Порт замыкает уникальный инженерный проект - Балтийскую трубопроводную систему (БТС), строительство которой осуществлялось для избавления России от зависимости Прибалтики и Финляндии, через порты которых пока еще осуществляется перевалка черного золота. Уже в прошлом году Россия отказалась отгружать нефть через Вентспилс, через который вывозилось примерно 15 млн. тонн нефти. Нефтяной голод довел акционеров латвийской Ventspils nafta до того, что они предложили ОАО "АК "Транснефть", заказчику и основному инвестору строительства БТС, стать совладельцами экспортного нефтяного терминала. Выросли, правда, и объемы добычи нефти. Но факт остается фактом: Приморск переориентировал на себя в прошлом "латвийский" поток экспортной нефти.

Вновь прорубленное "окно в Европу", по экспертным оценкам, позволит России экономить до 1,5 млрд. долларов в год. Средний тариф на прокачку сырья через нефтеналивной терминал в Приморске составляет 2,75 долларов за тонну.В немыслимо быстрые сроки осуществлено строительство первой очереди БТС - к декабрю 2001 года: всего за 18 месяцев вместо планируемых 40. Стоимость этого проекта составила 460,2 млн. долларов. Сюда поступает нефть с месторождений Тимано-Печерской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, Урала и Поволжья. Осуществляется также транзит нефти на рынок ЕС из Казахстана.

Годовая пропускная способность порта составляет 12 млн. тонн нефти. Ровно столько было отгружено за 2002 год. По заданию Правительства России, пропускные способности БТС в августе должны вырасти до 18 млн., а к марту 2004 г. - до 30 млн. тонн.

Строительство третьей очереди, которое начнется осенью этого года, предполагает прокладку новой линии магистрального нефтепровода с расширением нефтебазы на портовом терминале. Уже к середине 2004 года порт будет отгружать 42 млн. тонн черного золота. То есть за год портовые мощности вырастут еще в 2,3 раза. Стоимость третьей очереди БТС в несколько раз превысит стоимость второй, которая оценивается в 300 млн. долларов.

Успешный опыт ОАО "АК "Транснефть" делает привлекательной Ленинградскую область для инвестиций других нефтяных компаний. Так, в 2002 году Правительство Ленинградской области, НК "Роснефть" и ОАО "Сургутнефтегаз" подписали трехстороннее соглашение о совместном строительстве в Приморске нефтеперерабатывающего завода, стоимостью около 1,5 млрд. долларов. Его финансирование будет вестись на паритетных началах. Предполагаемый объем переработки нефти - 6-8 млн. тонн в год, завод планируется построить за 4 года. Сейчас ведутся проектно-изыскательские работы.

Сырье на завод будут поставлять компании "Северная нефть" и "Полярное сияние", принадлежащие "Роснефти". "Роснефть" изъявила также намерение построить в порту терминал для светлых нефтепродуктов.

К настоящему времени в порту построены 10 нефтеналивных емкостей. Общий объем резервуарного парка составляет 500 тыс. куб.м. При его строительстве использовались уникальные резервуары единичной емкостью 50 тыс. куб.м. полистовой сборки с антикоррозионным покрытием, обеспечивающий срок службы не менее 25 лет. Они оснащены современными системами контроля и пожаротушения. Портовые сооружения состоят из глубоководных грузовых причалов с технологическим оборудованием для приема танкеров дедвейтом до 150 тыс. тонн и причалов вспомогательного флота.

Через порт отгружают нефть компании: ЮКОС, Сургутнефтегаз, ТНК, Лукойл, Татнефть, КазахОйл и другие. Основные направления отправки - порт Роттердам и финский порт Порвоо. Один танкер с нефтью ЮКОСа был отгружен в США. Порт продолжал работать даже в канун сильнейших морозов, когда толщина льда достигала 80-100 см. Это еще раз подтверждает то, что в Приморске созданы все условия для мореплавания.

В лабораториях порта постоянно проводится мониторинг химического состояния параметров водной среды Финского залива. Обрабатываемые на комплексе очистных сооружений сточные воды и очищенные стоки проходят гидрохимический и бактериологический контроль. На территории нефтебазы берутся пробы грунтовых вод, собираемых дренажной системой. Осуществляется жесткий контроль за сбросом балластовых вод во время загрузки нефти. Так, например, за 2002 году 6 танкерам был запрещен сброс баласта в порту по причине превышения нормы предельно-допустимой концентрации нефти. Отметим, что установленная в размере 0,025 мг/л норма в два раза выше требований других портов России.

По негласному правительственному приказу порт Приморск должен оправдать звание самого безопасного в России. Здесь все оборудовано по последнему слову техники, а к обеспечению промышленной и экологической безопасности относятся с непривычной для России щепетильностью. Первым в России порт получил сертфикаты на соответствие экологическим требованиям мирового сообщества: IQNET, EVROCERT (Белград), OQC_CERTIFICATE (Вена).

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Порты