Порт Высоцк: 5 миллионов тонн - это реально

Морской торговый порт Высоцк в нынешнем году отмечает свое 20-летие. Один из самых молодых портов России в последние годы показывал удивительные результаты: его грузооборот за шесть лет (с 1995 по 2001 г.) увеличился в восемь раз - с 400 тыс. тонн до 3,2 млн. тонн.

"Несколько лет назад портовый пункт "Высоцк" был чем-то вроде места ссылки не самых лучших работников из Выборгского порта, - говорит генеральный директор закрытого акционерного общества "Морской торговый порт Высоцк" Александр Пермяков. - Теперь же выборгские докеры просятся к нам на работу. Средняя заработная плата в порту составляет около 8 тысяч рублей; когда идет грузопоток, докеры могут зарабатывать и по 30 тысяч рублей, задержек зарплаты не бывает".

Причину успеха руководители порта видят в удачно выбранном секторе рынка - обработке навалочных грузов. Предприятие работает с крупными российскими и иностранными трейдерами, экспортирующими уголь и железнорудные окатыши. Это недорогие виды грузов, однако их поток стабилен с тенденцией к увеличению. В позапрошлом году, реагируя на конъюнктуру, порт занялся также перевалкой леса. Другой важный фактор - сильный трудовой коллектив, объединяющий бригады профессиональных докеров и команду топ-менеджеров. Александр Пермяков считает, что к управленцам и техническим руководителям должны предъявляться требования еще более жесткие, чем к рабочим.

Порт Высоцк вкладывает средства в собственную инвестиционную программу, общий объем которой составил около $10 млн. В 1995 году ЗАО приобрело четыре портальных крана. В следующем году начались дноуглубительные работы, которые не прекращаются до сих пор. В результате подходной канал был углублен до 10,3 метра, что позволило принимать суда водоизмещением свыше 25 тысяч тонн.

В Высоцке ликвидировали существовавший много лет разрыв между третьим и четвертым причалами, порт закупил буксир, лоцманский катер, судно-нефтесборщик и погрузочную технику, оборудовал краны электронными системами управления, построил эстакаду для разгрузки железнодорожных вагонов. Прошлой осенью ЗАО внедрило автоматизированную систему управления (АСУ) грузовым районом порта. АСУ позволяет контролировать движение груза, вплоть до отдельного вагона, документооборот и нормы выработки персонала. Порт вложил значительные средства в реконструкцию железнодорожной ветки до Высоцка.

Самым крупным приобретением порта стала покупка ледокола для проводки судов в зимних условиях. Судно, стоимость которого превышает $2 млн., способно проводить суда водоизмещением свыше 20 тыс. тонн "одним каналом".

"Результаты неплохие, но они могли бы быть гораздо лучше. Мы ставим перед собой задачу достичь рубежа в 5 миллионов тонн к 2005 году. Возможности порта это позволяют", - считает Александр Пермяков.

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Порты