Ленморниипроект - порты от Антарктиды до Шпицбергена

ОАО "Ленморниипроект" - ведущая российская организация по проектированию, изысканиям и научным исследованиям в области морского транспорта. Около 95% всех морских сооружений России построены по проектам, разработанным в этом институте. О работах, которые ведутся сейчас, и о перспективах развития морской отрасли России Марина Дерябина, главный редактор МБ беседует с Александром Фокеевичем Парфеновым, генеральным директором ОАО "Ленморниипроект".

- В этом году ОАО "Ленморниипроект" исполняется 118 лет. Расскажите, пожалуйста, об истории Вашего предприятия.

Наш институт можно назвать историческим преемником Временной комиссии по устройству коммерческих портов, созданной по Указу Александра III. Одной из первых работ было сооружение нового Петербургского порта для приема и обработки паровых судов и железнодорожных вагонов. По проекту Временной комиссии был построен Морской канал, новые причалы и бассейны в порту Санкт-Петербург, Северная и Южная дамба и многие другие объекты портового хозяйства города. Уже в советское время по проектам института были построены, модернизированы и технически перевооружены практически все морские порты России на северо-западе и многие за рубежом. Одной из важнейших работ последних лет я считаю разработку Генеральной схемы развития Большого порта Санкт-Петербург. В 90-х годах мы участвовали в российско-голландском проекте очистки рек и каналов Петербурга от загрязнений. Сегодня Ленморниипроект - современная многопрофильная инжиниринговая и консалтинговая фирма, в штате которой более 350 высококвалифицированных специалистов. Средний возраст сотрудников - 45 лет, охотно мы берем на работу молодых специалистов - выпускников Института водных коммуникаций и других высших учебных заведений.

- Сейчас много говорят о возрождении России как великой морской державы. Это понятие включает в себя не только флот, но и порты, принимающие не только российские, но и зарубежные суда. О российских портах Вы, наверное, знаете все. Как сегодня развивается портовое хозяйство России?

Важнейшая работа института последних лет - разработка Генеральной схемы развития Большого порта Санкт-Петербург, согласно которой его грузооборот к 2010 году достигнет 60 млн. тонн в год. Сейчас по нашему проекту строится терминал минеральных удобрений (его первая очередь уже введена в строй), вторая очередь нефтяного терминала в порту Приморск. Мы готовим проект расширения и модернизации контейнерного терминала, ведем разработку декларации о намерениях строительства на Канонерском острове современного пассажирского комплекса для приема океанских лайнеров. В принципе, весь морской транспортный потенциал Петербурга полностью определен Генеральной схемой. В будущем будет активно развиваться побережье между Ломоносовым и Бронкой. Этим перспективам и посвящена разрабатываемая концепция развития морского транспорта до 2025 года в составе Генерального плана Санкт-Петербурга.

Один из наших приоритетных проектов последних лет - порт Усть-Луга, крупнейший новый порт на Балтике. Недавно институт закончил проектирование терминала минеральных удобрений, в работе находится нефтеналивной и рудный комплексы. В перспективе - комплекс для перегрузки генеральных грузов и зерновой терминал.

Работаем мы и с Калининградским портом. Его возможности ограничены мелководным (8,5 м) и длинным (34 км) каналом, соединяющим порт с заливом. Для того чтобы порт принимал крупнотоннажные суда, институт разработал генеральную схему строительства новых портовых мощностей в районе Балтийска. Этот проект рассмотрен Правительством Калининградской области и передан на согласование в Минтранс России. Закончен проект строительства портового комплекса на Шпицбергене для отгрузки угля.

Близок к завершению проект, который выполняется по решению Правительства и имеет стратегическое значение для экономики страны - это Мурманский транспортный узел. В его состав входит развитие ныне действующего порта и строительство современных специализированных комплексов для экспорта нефтепродуктов, нефти и угля. По своему грузообороту он займет ведущее место в стране. По замыслу он будет представлять собой современный транспортно-технологический портовый комплекс, в котором гармонично увязаны мощности всех видов транспорта: морского, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного. Главная задача, которая стоит перед проектировщиками, не навредить природе и жителям Мурманской области. По своим масштабам и экономической значимости он не имеет себе равных.

Теперь несколько слов о работах на Черном море. В Новороссийском порту коллектив работает над реконструкцией причалов, в Туапсе участвует в весьма необычном проекте - строительстве искусственного острова, на котором будет создан курортно-спортивный комплекс. Очень важная и интересная ведется работа по созданию в районе Железного Рога нового порта. Проект необычный - все причалы будут вынесены на естественную глубину и связаны с берегом эстакадами. Такое решение не нарушает рельеф дна, максимально сохраняет ландшафт берега и природную среду.

- Сейчас активно развивается нефте- и газодобыча на морском шельфе. Как Ленморниипроект участвует в этих работах?

На Дальнем Востоке мы сотрудничаем с японскими и американскими фирмами по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Добыча нефти и газа там началась, но ее объемы пока невелики из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Для "Сахалин-1" мы проектируем причальные сооружения, а для "Сахалин-2" - береговой нефтяной комплекс. Их строительство начнется в конце 2003 года.

- Строительство нового порта влечет за собой нарушение экологии. Как в ваших проектах решаются вопросы сохранения окружающей среды?

По-моему, по отношению к природе можно судить об уровне развития общества. В советское время нам говорили: "В этом месте надо построить порт!" Во времена перехода к рыночной экономике главное внимание уделялось экономической эффективности. Сейчас, и это радует, главный критерий - экологическая безопасность. Например, когда готовились проекты новых портов на Балтике, мы рассматривали 6 вариантов их расположения. Были выбраны места строительства и такая специализация и технология портов, которые максимально щадят окружающую природу. Экологическая безопасность учитывается и при выборе портового оборудования. В основном, оно импортное, и имеет все необходимые сертификаты на соответствие международным требованиям по охране окружающей среды. Во всех новых портах предусматриваются проведение мониторинга для постоянного контроля за содержанием вредных примесей в воде и воздухе.

Самые экологически чистые причалы силами специалистов института были созданы в Арктике и Антарктиде изо льда - быстро, дешево и экологически безопасно их использовали во время навигации, затем они растаяли, не оставив следов. В дальнейшем наш опыт был перенят иностранными специалистами.

Для достижения максимальной эффективности специалисты ОАО "Ленморниипроект" свои знания и большой опыт используют с учетом местных условий и обстоятельств.

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Порты