Радиоэлектроника обеспечивает безопасность судоходства в портах

М. А. Кирилин, заместитель генерального директора ЗАО "Транзас"

Стремительно растущие в последние годы судопотоки в российских портах требуют более внимательного отношения к обеспечению безопасности судоходства. Контролировать мореплавание в прибрежных водах (особенно в районе портов) способны системы управления движением судов (СУДС) - радиолокационные системы, оснащенные современными средствами связи.

Система управления движением судов

Статистика свидетельствует, что более 80% всех аварий связаны с человеческим фактором. Здесь на помощь человеку приходит техника. СУДС позволяет обнаруживать суда и другие плавучие объекты, сопровождать их в прибрежных водах и предоставлять судоводителям полную навигационную информацию - можно сказать, что СУДС выполняет обязанности берегового лоцмана. Основными функциями СУДС являются:

  • организация и регулирование судоходства на акваториях портов, на подходах к ним, а также в прибрежных водах, контроль за соблюдением правил и режимов плавания;
  • обеспечение безопасности мореплавания в сложной навигационной, метеорологический и гидрологической обстановке;
  • содействие работе портовых служб (лоцманских, буксирных, диспетчерских и т.д.), проведению поисково-спасательных операций и операций по борьбе с разливами нефтепродуктов;
  • контроль за судоходством в прибрежных водах в интересах государства, информационное обеспечение пограничных и таможенных режимов.

В состав СУДС входят береговые радары радиусом действия около 20 миль, цифровая радиорелейная станция для связи с удаленным постом, УКВ система связи, система обработки и отображения радиолокационной информации. Информация, полученная с радаров, обрабатывается в Центре СУДС и анализируется оператором. Если оператор обнаруживает какую-либо опасность, он связывается с судном и передает туда информацию.

Сейчас действуют рекомендации ИМО по оснащению портов такими системами безопасности. Вопросам обеспечения безопасности в акваториях портов Министерство транспорта РФ уделяет большое внимание. Так, при строительстве новых российских портов установка СУДС является необходимым требованием, и согласование проекта в Минтрансе возможно только после решения вопросов безопасности. Все государства заинтересованы в установке СУДС в своих портах - чем лучше с технической точки зрения оснащен порт, тем чаще суда будут заходить в этот порт и снижается время простоев. Решение проблем обеспечения безопасности судоходства в акватории порта учитывают и страховые фирмы: судам выгоднее заходить в безопасные порты, это снижает затраты на страхование.

Компания "Транзас" занимается разработкой СУДС уже более 10 лет и предлагает системы любой сложности - от простых конфигураций до сложнейших систем. За время своей работы компания установила более 50 СУДС в России и зарубежных странах (от Германии до Новой Зеландии). Сейчас Транзас поставляет оборудование для оснащения портов Каспийского моря - Баку,Туркменбаши, Астрахань, Актау. В апреле 2003 года компания Транзас завершила создание СУДС порта Туапсе. На реализацию этого проекта стоимостью более 1, 8 млн. долларов потребовалось более двух лет. В 2000 году Транзас завершил установку и настройку новой СУДС В порту Новороссийска, а в апреле 2003 г. была сдана в эксплуатацию вторая очередь этой системы, включающая 3 радиолокационных поста. Зона действия СУДС значительно расширилась, что позволит обеспечить безопасность судоходства при увеличении грузооборота порта Новороссийск до 20 млн. тонн в год. Вместе с тем возрастет и безопасность мореплавания вдоль побережья Черного моря. В дальнейшем планируется создать региональную систему безопасности мореплавания Азово-Черноморского бассейна с региональным центром в порту Новороссийска.

Региональная система безопасности мореплавания (РСБМ) Финского залива

Восточная часть Финского залива, в которой расположены почти все российские порты на Балтике, является весьма сложной для мореплавания. Малые глубины, большое количество отмелей и островов затрудняют судоходство в этом регионе. Достаточно трудные здесь и климатические условия: частые штормы, большое количество осадков. В зимнее время эта часть Финского залива почти полностью покрыта льдами. Несмотря на эти трудности в районе активно ведется строительство новых портов, увеличиваются мощности Морского порта Санкт-Петербург. Это, в свою очередь, увеличивает интенсивность движения судов, создает новые места схождения морских путей. В 2000 году Минтранс РФ и Морская администрация порта Санкт-Петербург начали реализацию проекта Региональной системы безопасности мореплавания восточной части Финского залива, предусматривающей поэтапный ввод в строй объектов системы. РСБМ, созданная в соответствии с требованиями международных конвенций и национальных ТЭТ предназначена для комплексного решения задач эффективности и безопасности судоходства, обеспечения государственного контроля за судоходством на акватории Финского залива.

Реализация проекта РСБМ предполагает оснащение электронным оборудованием около 20 автоматических постов, связанных между собой радиорелейными линиями. 17 из них - автоматизированные посты, расположенные на радиобашнях, совмещенных с маяками. Оборудование, установленное на автоматизированных постах, управляется из Регионального центра управления связью, который находится в Санкт-Петербурге, и из Регионального центра управления движения судов в Петродворце. Важным концептуальным положением системы безопасности мореплавания является установление в регионе Глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ). В результате будет обеспечено автоматическое оповещение Морского спасательно-координационного центра (МСКЦ) о бедствии, а также обмен информацией при поисково-спасательных операциях или аварийных разливах нефти.

Первая очередь РСБМ, включающая в себя радиолокационные посты в Старом Петергофе, в здании филиала МАП в Приморске, на острове Котлин и полуострове Карвалдайский, уже действует. Второй и третий этапы (2003-2004 г.г.) должны обеспечить ввод в эксплуатацию СУДС в Усть-Луге и Высоцке строительство радиобашен на островах Сескар, Соммерс и Гогланд. Завершение работ позволит контролировать движение судов вдоль морского пути от российской границы, а также обеспечит устойчивую радиосвязь с судами во всей восточной части Финского залива. Эта очередь системы безопасности мореплавания должна обеспечить безопасную проводку судов в восточной части Финского залива.

Ввод в эксплуатацию РСБМ и ее интеграция с аналогичными системами Финляндии и Эстонии позволят значительно снизить риск аварий судов, плавающих в Балтийском море.

Поставку оборудования и проведение работ по созданию РСБМ с 2001 года осуществляет компания "Транзас". Общая сумма бюджета всех технологических систем составила более 17 миллионов долларов (без учета строительства башен). Окупаемость проекта по ожиданиям МАПа составит около семи лет. Региональная система безопасности мореплавания Финского залива по масштабам оценивается специалистами как одна из крупнейших СУДС, создаваемых или уже функционирующих, в мире. Компания "Транзас" осознает всю важность этого проекта, имеющего большое стратегическое значение для российской экономики. В результате реализации этого регионального проекта будут снижены риски аварий судов, особенно с нефтеналивными судами, и существенно повысится безопасность мореплавания в нашем регионе.

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Судоходство