Портовый потенциал Украины

Украине в наследство от бывшего Советского Союза досталась мощная портовая инфраструктура, которая была не только сохранена, но и развита за годы независимости.

На побережье Черного и Азовского морей находится 19 морских торговых портов и 11 портопунктов, не считая значительного числа портов и пристаней, принадлежащих предприятиям, не подведомственным Министерству транспорта Украины, - рыбакам (4 морских рыбных порта), металлургам, судостроителям, нефтегазодобытчикам.

По данным института ЧерноморНИИпроект, десятки лет готовящего всю техническую документацию по строительству, реконструкции и развитию портов Черноморско-Азовского бассейна, общая протяженность причального фронта основных морских торговых портов превышает 30,8 км. Причальный фронт и территорию портов обслуживают около 600 портальных кранов, тысячи погрузчиков различных типов и других единиц портовой механизации. Порты имеют более 313 тыс. кв. метров крытых складов и более 2,2 млн. кв. метров открытых складских площадей.

Наиболее значительными из морских торговых портов Украины являются расположенные в северо-западной части Черного моря неподалеку друг от друга Одесский, Ильичевский и Южный порты. На их долю суммарно приходится около 60% всего грузооборота украинских морских портов. Эти порты имеют наилучшие морские подходы (осадка принимаемых судов от 11,5 до 15 метров), в то время как другие в состоянии принимать суда со значительно меньшей осадкой. В Одесском и Ильичевском торговых портах находятся крупнейшие в Украине контейнерные терминалы.

В устьевой части крупнейших украинских рек Днепр и Южный Буг расположена другая группа морских портов - Николаевский, Херсонский, Октябрьский, Днепро-Бугский (порт глиноземного завода), работающих как с навалочными, так и с генеральными грузами.

На берегах Крымского полуострова расположены морские Евпаторийский, Севастопольский, Ялтинский, Феодосийский, Керченский торговые порты. Они предназначены, прежде всего, для обслуживания транспортных потребностей самого Крыма. Такие порты, как Ялтинский и Севастопольский, являются весьма перспективными для развития пассажирских, круизных перевозок. Феодосийский торговый порт занимает второе место в Украине по перевалке нефти и нефтепродуктов.

На северном побережье Азовского моря расположены Бердянский и Мариупольский морские торговые порты, которые отличает близость к наиболее промышленно развитым районам Украины - Донбассу и Приднепровью. Экспорт металла и другой продукции этих регионо обеспечивает основную загрузку портов. В том же регионе расположен и небольшой Генический порт, до 2000 года являвшийся портопунктом Скадовского морского порта.

Украина имеет также три морских торговых порта в низовьях Дуная - Ренийский, Измаильский и Усть-Дунайский, через которые проходили значительные грузопотоки в направлении придунайских стран. Но эти порты в последние годы оказались в числе наиболее пострадавших предприятий: вначале - от эмбарго ООН на торговлю с Югославией (в 1992-1995 годах), потом - от прекращения сквозного судоходства по реке в 1999 году из-за разрушения югославских мостов на Дунае.

Строились украинские морские торговые порты для нужд огромной страны - Советского Союза - и перерабатывали в 1990 году 121,4 млн. тонн грузов. Распад СССР, разрыв экономических и хозяйственных связей между возникшими новыми государствами, экономический кризис в этих странах привели к резкому сокращению грузооборота в украинских портах. Пик падения грузооборота пришелся на 1996 год, когда было переработано всего 51 млн. тонн.

В новых условиях, когда в Украине начался переход от плановой экономики к рыночной, основной задачей руководства портов стало привлечение клиентов - грузовладельцев и судовладельцев. В значительной степени в последние годы это сделать удалось. В то время как спад в экономике Украины продолжался (стабилизация наметилась лишь в 2000 году), грузооборот в украинских морских торговых портах с 1997 года начал неуклонно расти. В 1999 году он достиг 80,85 млн. тонн (в 1997 г. - рост на 12,2%, в 1998 г. - на 12,7%, в 1999 г. - на 16,8%).

Подъем экономики Украины в самые последние годы способствовал дальнейшему росту грузооборота портов (в 2000 г. - 3,9%, в 2001 г. - на 6%, в 2002 г. - на 19,4%). В 2002 году морские порты Украины перевалили уже 106,27 млн. тонн грузов и вплотную приблизились к суммарному наивысшему показателю грузооборота времен СССР. А четыре порта - Одесский, Южный, Мариупольский и Феодосийский - в 2002 году достигли рекордных в своей истории грузооборотов, за что были награждены памятными знаками "Золотая тонна".

На 2003 год Минтранс Украины и гособъединение "Укрморпорт" наметили достижение суммарного грузооборота в 122 млн. тонн.

Сегодня морские порты Украины являются одними из наиболее благополучных в экономическом отношении предприятий страны. Вместе с тем, морские порты имеют еще значительный резерв мощностей. Поскольку рост объемов внешней торговли Украины пока ограничен, морские торговые порты возлагают свои надежды на рост транзита, чему способствует очень выгодное расположение Украины прежде всего для грузопотоков из таких стран, как Россия, Белоруссия, Казахстан.

В 2002 году в структуре грузопереработки украинских морских торговых портов доля экспорта составляла 52,1%, доля транзита - 40,4%, импорта - 3,3%, доля внутренних перевозок - 4,2%. В структуре экспорта значительное место занимают металлы (40,9%), зерновые (16,8%), нефть и нефтепродукты (12,1%), химические грузы и минеральные удобрения (11,2%), руда (4,8%), строительные материалы (4,6%).

В транзите доминирует нефть и нефтепродукты (46%). Велика также доля угля (21,1%), минеральных удобрений (7,2%), металлов (5,1%),наливных химических грузов (4,1%).

В 2002 году в украинских морских портах было переработано 2,24 млн. тонн контейнерных грузов. Все 19 основных морских торговых портов Украины являются государственными предприятиями. Этот их статус закреплен в Кодексе торгового мореплавания Украины. Министерство транспорта настаивает на том, чтобы и в предлагаемых проектах закона "О морских торговых портах Украины" этот статус был упрочен.

В принятой "Программе стабилизации и развития морского и речного транспорта Украины до 2005 года" предусмотрена возможность реформирования управления государственных портов (создание в портах государственных морских администраций с передачей производственной и коммерческой деятельности на территории портов в руки частных, смешанных компаний). В Одесском морском порту с 1995 года начался эксперимент по организации предприятий совместной деятельности с привлечением смешанных компаний. И сегодня почти всю грузопереработку в порту осуществляют 9 таких предприятий.

Другие порты тоже начинают привлекать иностранных и частных инвесторов для создания специализированных комплексов по переработке грузов. Так был построен и сегодня расширяется комплекс по переработке зерна в Ильичевском морском торговом порту, построен комплекс по переработке минеральных удобрений в Николаевском порту и т. д.

В 2002-2003 годах Министерство транспорта, которое возглавил Георгий Кирпа, совмещающий министерский пост с должностью генерального директора Украинских железных дорог, начало проводить политику по усилению влияния органов государственного управления на развитие портов. В декабре 2002 года Минтранс создал государственное объединение "Укрморпорт", куда вошли все морские торговые порты. "Укрморпорт" (генеральный директор Андрей Манучаров) должен усилить координацию деятельности входящих в него предприятий, обеспечить условия для их эффективного функционирования, развития их материально-технической базы.

Вместе с тем, частными компаниями предпринимаются попытки строить свои собственные перегрузочные комплексы вне территории старых портов. Яркий пример - открытие в 2002 году в Николаеве на берегу Днепро-Бугского лимана комплекса по перевалке калийных удобрений с причалом длиной 330 метров, построенного ЗАО "Николаевский калийный терминал".

С 2001 года морские торговые порты страны входят в состав учрежденной ими общественной организации - Ассоциации портов Украины ("Укрпорт").

Помимо морских торговых портов, Украина также располагает 4 морскими рыбными портами (Ильичевским, Севастопольским, Керченским и Мариупольским), находящимися в ведомстве Государственного комитета рыбного хозяйства Минагрополитики. Из них один - Ильичевский - акционирован, остальные являются государственными предприятиями. В связи с резким сокращением поступления рыбной продукции в Украину морские рыбные порты почти полностью переключились на переработку тех же грузов, что и торговые порты. Переработкой грузов активно стали также заниматься многие судостроительные, судоремонтные заводы, испытывающие нехватку заказов на свою основную работу.

В Украине на берегах Днепра и Южного Буга расположено большое число речных портов и пристаней. Десять крупнейших украинских речных портов в годы СССР перерабатывали до 100 млн. тонн грузов, прежде всего минерально-строительных материалов. Однако последовавший за распадом Союза кризис экономики, сокращение строительства, уход речного флота в поисках заработка на Дунай привели к резкому сокращению грузопереработки в речных портах, поставив некоторые из них на грань выживания. Если в Киевском речном порту, например, в прежние годы перерабатывалось свыше 30 млн. тонн грузов, то в 2002 году - 1,97 млн. тонн.

Всего в 2002 году в речных портах было переработано 7,89 млн. тонн. Еще в 1992 году украинские речные порты были акционированы. Уже в 2000 году три порта из их числа - Запорожский, Херсонский речной и Николаевский речной - были включены в состав АО "Укрречфлот", являвшегося владельцем значительного пакета акций этих портов.

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Порты