Новороссийский морской торговый порт подводит итоги за 10 лет

В конце декабря 2002 г. исполнилось 10 лет приватизации Новороссийского морского торгового порта, в результате которой было создано открытое акционерное общество с участием государства, частного капитала и коллектива портовиков. В акционерном капитале НМТП на сегодняшний день сложился паритет между Инвестиционной банковской группой "НИКойл" и группой фирм и физических лиц, представляющих интересы ОАО "Русский генеральный банк"; 20% акций принадлежит государству. 51% акций коллектива за 10 лет сократился примерно в 3 раза ввиду высокой ликвидности акций НМТП. 10 лет - на первый взгляд небольшой период в 157-летней истории Новороссийского порта.

Становление акционерного общества проходило в непростое время - формировалась вся система рыночной экономики новой России. Для порта это десятилетие стало эпохой кардинальных перемен - поиска эффективных решений, стремительного наращивания технического потенциала и расширения грузопотоков, напряженной работы и динамичного развития в условиях жесткой конкуренции. В результате компания не только выстояла, но и превратилась в современное, мощное предприятие морского бизнеса, крупнейший по объемам грузооборота российский порт, который по праву стал называться "южными морскими воротами" России.

Порт приобрел стратегическое значение для российской экономики, переваливая 30% российского нефтяного экспорта, 70% экспорта зерна, около 50% импорта сахара-сырца, 25% экспорта стали, 10% экспорта химических удобрений. Грузооборот компании по сравнению с 1992 годом увеличился более чем на 60% и в 2002 году достиг рекордной величины - 63 млн. тонн грузов. Из них более 47 млн. тонн составляют нефть и нефтепродукты, около 15 млн. тонн - сухие грузы. Сегодня по объему грузооборота и финансовым показателям ОАО "Новороссийский морской торговый порт" является крупнейшим портовым оператором России и стран СНГ и входит в десятку ведущих портов Европы. За 10 лет из узкоспециализированного, с ветхими причалами, устаревшим оборудованием и большой долей ручного труда порт превратился в современный, универсальный комплекс с модернизированными причалами, высокой степенью механизации и мощным парком новейшей перегрузочной техники и оборудования. По количеству мобильных кранов "Готтвальд" грузоподъемностью до 100 т, которых в порту сегодня 8, и их производительности - компании нет равной в СНГ.

В этот же период была реализована целая серия масштабных проектов: построен терминал для рефрижераторных грузов со складом-холодильником емкостью 5 тыс. тонн, а также комплекс для перевалки сухих минеральных удобрений мощностью до 2 млн. тонн в год, введен в эксплуатацию тыловой накопительный склад открытого хранения для генеральных грузов и контейнеров, построен ряд объектов социально-бытового назначения. Сейчас ведутся работы по модернизации двух пристаней для увеличения объемов перевалки зерновых грузов, жидких удобрений, нефтепродуктов и продовольственных грузов наливом.

Объем капитальных вложений ОАО "НМТП" за 10 лет составил 9,3 млрд. рублей, в том числе на перегрузочное оборудование было инвестировано более 2,6 млрд. рублей, на ремонт гидротехнических сооружений, арендованных у государства, более 1,7 млрд. рублей.

Большое внимание руководство компании уделяет обеспечению безопасности мореплавания в Цемесской бухте. Для этого была разработана широкомасштабная программа обновления портового флота. В рамках этой программы на испанских верфях были построены и уже приступили к работе пять новых современных буксиров, в ближайшее время в порт поступят еще четыре.

В этом году ОАО "НМТП" планирует приступить к реализации двух крупных инвестиционных проектов: удлинения широкого пирса под контейнерный терминал мощностью 110 тыс. контейнеров в год и строительства второго глубоководного причала №1А на нефтерайоне Шесхарис, рассчитанного на увеличение перевалки сырой нефти на 15 млн. тонн в год. На первом этапе размер собственных инвестиций в эти проекты, включая программу обновления портового флота, определен в $ 150 млн.

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Порты