Дальневосточные порты показывают стабильную динамику роста

Наталья Романова, Издательский дом "Номер Один", г. Владивосток

В международных экономических отношениях России Дальневосточный регион играет важную стратегическую роль благодаря выгодному географическому положению и близости к странам АТР. На его территории расположены 332 порта и порт-пункта. Наибольшее значение имеют порты, осуществляющие круглогодичную навигацию, и грузооборот которых составляет не менее 1млн.т. В Приморском крае это Владивосток, Находка, Восточный и Посьет; в Хабаровском - Ванино; на Сахалине - Холмск и Корсаков; на крайнем севере Магадан; на Камчатке - Петропавловск-Камчатский. Через эти порты проходят более 95% всего грузопотока Дальнего Востока. Порты Приморья и порт Ванино Хабаровского края имеют прямой выход на железнодорожные магистрали и относятся к транзитным портам федерального значения. Холмск, Корсаков и Петропавловск-Камчатский являются региональными.

В 2002 году доля дальневосточных портов в общем грузообороте российских составила 36,6% (в 2001 году - 35%). За прошлый год через порты ДВ региона было переработано 37167,9тыс.т сухогрузов (122,2% к уровню 2001 года), из них экспорт - 31031тыс.т (124,4% к 2001 году), импорт - 2202,6тыс.т (150,5% к 2001 году), каботаж - 3914тыс.т (97,3% к 2001 году).

Итоги 2002 года показали, что самый высокий уровень грузооборота у Восточного порта - 16520,6 тыс. т: его доля в общем грузообороте ДВ портов составила 44,4%. Далее в процентном отношении следуют Владивостокский морской торговый порт - 6069,4тыс. т (16,3%), Находкинский морской торговый порт - 5817,2тыс. т (15,7%) и Ванинский порт - 4638,1тыс. т (12,5%).

Итоги подведены. Анализ сделан. Что помогло в динамике роста грузопотока дальневосточных портов? Какие особенности делают порты конкурентоспособными?

Восточный порт способен принимать к обработке суда водоизмещением до 150тыс. тонн благодаря природным глубинам, достигающим 16,5м. Порт специализируется на обработке генеральных, навалочных, лесных грузов и крупнотоннажных контейнеров. Располагает большими площадями для накопления и хранения партий грузов; крытыми складами; современным перегрузочным оборудованием; единой автоматизированной сетью управления транспортным узлом; высокой пропускной способностью припортовой железнодорожной станции. Годовая пропускная способность порта достигает 18млн. тонн. На территории Восточного порта действуют терминалы:

  • угольный терминал - высокомеханизированный комплекс по перевалке различных видов каменного угля и кокса в экспортном и каботажном направлениях. Пропускная способность - 12,6млн. т в год.
  • контейнерный терминал. Основной вид деятельности - перевалка экспортных, импортных, транзитных, каботажных контейнеров, автотехники и генеральных грузов. Пропускная способность - 300 тысяч контейнеров в год.
  • терминал по переработке удобрений: перевалка минеральных удобрений в экспортном направлении. Пропускная способность - 1,5млн.т в год.
  • лесной терминал. Специализируется на перевалке круглого леса и других лесных грузов на экспорт. Пропускная способность - 2млн.т в год.

В планах Восточного порта - расширение традиционной и привлечение новой грузовой базы для достижения к 2006 году переработки до 25млн. тонн различных грузов; сдача в эксплуатацию в августе 2003 года комплекса по перегрузке метанола с проектной мощностью 1млн. тонн в год; строительство в порту нефтеналивного терминала мощностью до 7млн. тонн в год ; в рамках проекта "Сахалин-2" строительство сухого дока для монтажа железобетонных опор морских платформ, устанавливаемых в районах углеводородных месторождений острова Сахалин, и технологической линии по нанесению полимерного покрытия на трубы большого диаметра для нефте- и газопроводов.

Порт Владивосток имеет закрытый рейд и глубокие бухты, пригодные для стоянки судов с большой осадкой. Глубины на подходах к внутреннему рейду позволяют движение судов с осадкой до 19м. За 2002 год объём грузопереработки ОАО "ВМТП" (ОАО "Владивостокский морской торговый порт") составил 6050 тыс.т, что на 1275 тыс.т больше данного показателя 2001г. Увеличение погрузо-разгрузочных работ произошло за счёт увеличения объёмов всех видов перевозок.

По сравнению с 2001 сократился удельный вес навалочно-насыпных грузов (в том числе сахар) - с 380,5 до 312тыс. т, но увеличились объёмы зерновых (с 9 до 35,4тыс. т), лесных (со 123,3 до 161,8тыс .т) и генеральных (с 4262,7 до 5540,8тыс.т) грузов.

С 1998 года наблюдается стабильный рост грузопереработки каботажных грузов (в 2002 году этот показатель составил 747,5тыс. т), с 2000 - экспортных (в 2002г. - 4797,2тыс.т). Импорт в 2002 году составил 505,3тыс. т и остаётся стабильным с 1995 года.

С начала 2003г. переработано 2324,31тыс. т различных грузов, что на 250тыс. т больше, чем за аналогичный период 2002 г. В экспортных перевозках перегружено 1926,55тыс. т, по импорту принято 154тыс. т, в каботаже обработано 222тыс. т грузов.

Наибольший удельный вес стран-импортёров приходится на Южную Корею, Японию, Китай, Вьетнам. В середине мая 2003 года подписан контракт между ОАО "ВМТП" и ФГУП НПО "Сибсельмаш" на строительство зернового комплекса производительностью 1тыс. т зерна в час. Пропускная способность будущего элеватора - 1,5млн. т в год. Предполагается, что на проектную мощность комплекс выйдет через 12 месяцев после подписания контракта.

По сравнению с 2001 годом рост грузопереработки стивидорных компаний составил 28,48% или 1705,09тыс. тонн. В том числе, рост грузооборота ОАО "ВМТП" составил 28,65% (1351,78тыс. т), ОАО "ВМРП" - 56,25% (308,6тыс. т), остальных - 6,21% (44,71тыс.т).

Мощность ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" составляет 1,2 млн. тонн и 6000 контейнеров в год. На сегодняшний день кроме рыбопродукции порт перерабатывает мясомолочные продукты, фрукты, консервы, киповые грузы, лес, метал, контейнеры, автотехнику. ВМРП оснащён крупнейшими холодильниками и капитальными складами с отоплением, таможенными складами, что позволяет одновременно разместить до 20тыс. т грузов, требующих хранения при низких температурах, и около 30тыс. т грузов, боящихся подморозки.

ОАО "Находкинский рыбный порт" имеет девять причалов, глубины которых колеблются до 11,75 м, что позволяет принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 18 тыс. тонн. Есть собственные подъездные пути, имеющие прямую связь с Транссибирской железнодорожной магистралью. Порт занимается перевалкой и хранением рыбопродукции, но в данное время увеличивает грузопоток за счёт привлечения дополнительной грузовой базы: лесопродукции, мешковых грузов, продуктов питания и мясомолочных продуктов, металла, оборудования. Среднегодовая переработка грузов составляет свыше 1,8млн. тонн, среднегодовое количество заходов - 300 судов. Несмотря на то, что порт является рыбным, в период с 2000 года по 2002г., количество рыбопродукции несколько уменьшилось (со 137,942 тыс. тонн до 138,411), но увеличился оборот леса (на 31,53%).

11 мая 2003 года ОАО "Восточный порт" и ОАО "Находкинский рыбный порт" получили национальную российскую премию "Олимп" в номинации "Транспорт. Связь" и "Малый и средний бизнес" соответственно.

Годовой грузооборот ОАО "Нефтепорт", с 21 марта 2002 года входящего в состав ОАО "Группа Альянс", составляет свыше 5млн. тонн нефтепродуктов. Порт способен принимать суда дедвейтом до 83 тысяч тонн, есть собственный портофлот, бункеровочная нефтебаза.

В настоящее время ОАО "Нефтепорт" имеет возможность бункеровать собственным топливом и оказывать услуги по доставке топлива на суда на территории залива Находка. Бункеровочная база с годовым грузооборотом до 240тыс. тонн нефтепродуктов позволяет осуществлять бункеровку судов по международному стандарту - это комплекс технологических сооружений и устройств для приёма, хранения и выдачи мазута и дизельного топлива на плавбункеровщики для дальнейшей доставки бункерного топлива транспортным судам.

В планах развития "Нефтепорта" углубление дна и реализация программы реконструкции нефтепирса. Всё это будет производиться без остановки работы пирса и позволит продлить срок его эксплуатации на 30 лет. В будущем - обновление и развитие портофлота, приобретение новых судов дедвейтом до 1500 тонн, а также проведение природоохранных мероприятий.

Анализ общего грузооборота дальневосточных и, в частности, приморских портов отражает общероссийскую тенденцию стабильного роста. Инвестирование государства в расширении припортовых железнодорожных станций; открытие и ввод в эксплуатацию новых специализированных перегрузочных терминалов; введение новых регулярных контейнерных линий со странами АТР, маршрутных поездов, позволивших значительно сократить доставку грузов своим получателям - всё это усиливает роль и привлекательность портов Дальнего Востока, как для российских, так и для иностранных грузовладельцев.

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Порты