Комплекс защитных сооружений Петербурга обеспечивает безопасность судоходства

Кацман Ф.М., д.т.н.
профессор Ершов А.А., к.т.н., доцент ГМА им. адм. С.О. Макарова

С момента приостановки строительства дамбы как средства защиты Петербурга от наводнений, произошли существенные изменения. В последнее время активно ведется строительство новых портовых комплексов на берегах Финского залива, в морском порту Санкт-Петербурга количество судозаходов увеличилось более чем в 2 раза. Эти факторы существенно повысили интенсивность движения судов в районе комплекса защитных сооружений (КЗС). В результате возникла необходимость принятия адекватных мер по повышению безопасности мореплавания. Дамба, изначально спроектированная как природоохранное сооружение, сейчас способна решать задачи по обеспечению безопасности мореплавания на подходах к порту Санкт-Петербурга. Новые функции дамбы требуют пересмотра последовательности достроечных работ и соответствующих изменений в проекте.

Предстоящая достройка КЗС может существенно повлиять на характер судоходства в порту. На различных этапах ввода в эксплуатацию КЗС потребуется переориентация основных судопотоков порта Санкт-Петербург, а также другие мероприятия по обеспечению безопасности движения судов. В настоящее время проход всех судов, следующих на вход и выход из порта Санкт-Петербурга, осуществляется через проран в КЗС. После достройки КЗС для движения судов будут использоваться судопропускные сооружения С - 1 и С - 2, входящие в состав данного комплекса. Решить проблемы обеспечения безопасности судоходства может первоочередное открытие и ввод в эксплуатацию судопропускного сооружения С - 2 и сохранение прорана в КЗС на некоторое время после начала функционирования обоих судопропускных сооружений. С - 1 предназначено для прохода крупнотоннажных судов, С - 2 - для пропуска в Большой порт Санкт-Петербург речных судов и судов "река-море". По проекту оно должно иметь ширину 110 м, глубину - более 7 м. Над судопропускным сооружением С - 2 должен быть построен автомобильный мост на остров Котлин. Сейчас рассматривается проект организации движения железнодорожного транспорта по КЗС и мосту над судопропускным сооружением С - 2.

В случае подъема воды со стороны Финского залива С - 2 должно перекрываться специальным запорным устройством и препятствовать наводнению в Петербурге и районах Ленинградской области, примыкающих к Невской губе. По проекту С - 2 предназначено для безопасного пропуска судов водоизмещением до 10000 тонн. В последние годы до 75% всего судооборота судов, следующих в порт Санкт-Петербург и в речные порты Невы, составляют суда с параметрами, позволяющими использовать для их прохода С - 2. Открытие С - 2 позволит гарантировать непрерывное судоходство в случае аварийных ситуаций в районе действующего прорана КЗС. Вероятность закрытия единственного Морского канала для прохода судов связана с возможными аварийными ситуациями в случае наводнений, которые могут привести к обвалу стены котлована С - 1 до его окончательной достройки. Также возможна засыпка Морского канала в районе прорана КЗС строительным мусором. В таком случае С - 2 становится единственным резервным проходом судов в Большой порт Санкт-Петербурга до ликвидации последствий аварии (рис.1,2). После открытия С - 2 будут созданы условия для строительства второго канала для движения судов в порт Санкт-Петербург и речные порты. Такой канал может быть построен в местах Корабельного и Петровского фарватеров. В этом случае суда, которые в настоящее время проходят по акватории порта для движения вниз по Неве, могут использовать маршруты, не связанные с проходом по акватории. Такой маршрут значительно повысит безопасность мореплавания и экологию порта и всего региона. Существуют и другие преимущества открытия С - 2. К ним относятся:
С - 2 позволит создать второй канал на проход в порт Санкт-Петербург и порты на Неве речных судов и судов река-море, что даст возможность привлечь дополнительный грузо- и судооборот и повысить безопасность движения крупных судов по существующему Санкт-Петербургскому Морскому каналу.
С - 2 даст возможность эффективно использовать Подходной фарватер и способствовать развитию порта Горская.
С - 2 даст возможность создания резервного прохода судов при осуществлении работ на С - 1 и в проране КЗС, которые неизбежно приведут к осложнению навигационной ситуации, в том числе и с проходом речных судов и судов река-море.
С - 2 позволит улучшить экологическую ситуацию в северной части залива, примыкающего к КЗС за счет увеличения водообмена через С - 2.
Согласование вопроса о приоритетном открытии С - 2 с правительственными организациями даст возможность установления специализированного "дамбового" портового сбора для судов, использующих С - 2. Этот сбор, направленный на обеспечение финансирование для завершения работ по КЗС может осуществляться за счет средств, привлеченных от дополнительного судооборота.
Трехполосная дорога Котлин-Горская в достроенном виде над судопропускным сооружением С - 2 позволит увеличить движение автомобильного транспорта. Это даст возможность создавать специализированные причальные сооружения (в том числе и использовать плавучие причалы ВМФ, аналогичные существующим Английской набережной), обеспечивающие возможность швартовки и разгрузки части судов непосредственно у КЗС, что повысит эффективность их использования для развития судоходства города и области.

Приведенные факты подтверждают безотлагательную необходимость первоочередного открытия судопропускного сооружения С - 2 для прохода малых судов. Этот вопрос является важнейшим с точки зрения развития судоходства в регионе и повышения экологической безопасности в нем на всех этапах достройки КЗС.

Оставление на определенное время в открытом виде прорана в КЗС после начала функционирования судопропускных сооружений С - 1 и С - 2 позволит капитанам судов и лоцманам отработать способы безопасного прохода судов через оба судопропускных сооружения в различных условиях, включая ледовое плавание. Помимо этого, оставленный на это время проран в КЗС становится единственным резервным проходом в порт Санкт-Петербург крупнотоннажных судов в случае аварийных ситуаций в С - 1.

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Судоходство