Экосервис на юге России

Ю. В. Даудрих, руководитель ЗАО "Юг-Танкер"
Ю. В. Рахманина, инженер-эколог

Проблема очистки нефтеналивных судов от остатков нефтепродуктов возникла еще в конце 19 века, когда добыча нефти приобрела промышленные масштабы. Необходимость очистки возникает при смене перевозимого груза, перед ремонтом судна - для обеспечения взрыво- и пожарной безопасности ремонтных работ, зимнего отстоя судов в затонах.

Все операции по зачистке долгое время выполнялись вручную. С помощью скребков и вёдер рабочие очищали отсеки, а затем ветошью, опилками с керосином затирали поверхности до нужной чистоты. При этом отходы зачистки выбрасывались на землю и в воду, нанося экологический ущерб окружающей природе. Лишь в 1948 году была введена в эксплуатацию первая в России нефтезачистная станция, техническое оснащение которой позволило механизировать ряд операций. Технология очистки нефтеналивных судов постепенно совершенствовалась, однако проблема утилизации и очистки образующихся отходов долгое время не решалась.

В начале 90-х годов ЗАО "Нефтезачистной комплекс "Юг-Танкер" взяло на себя решение задач по снижению техногенного воздействия предприятий юга России на окружающую среду, предотвращению экологического ущерба, а также для зачистки судов компании "Волготанкер" от остатков нефтепродуктов.

Предприятие, не имеющее аналогов в России, уникально в сфере оказания экологических услуг: специализируется на зачистке всех типов судов и береговых нефтяных терминалов от нефтяных остатков; приёме и очистке нефтесодержащих вод; приёме, утилизации, обезвреживании промышленных нефтесодержащих отходов и отходов бурения нефтяных скважин. Зачистка грузовых танков нефтеналивного флота и береговых хранилищ от остатков нефтепродуктов проводится на нефтезачистных станциях, оснащённых современным оборудованием. Суда зачищаются с использованием горячей воды, получаемая при этом нефтесодержащая вода, проходит замкнутый цикл водоочистки. Очищенная вода многократно используется при зачистке судов. Нефтесодержащие воды, принятые с аварийных судов, также очищаются и сбрасываются в канализационный коллектор городских очистных сооружений, в соответствии требованиями МУП "Водоканал". Нефтепродукт, выделенный при зачистке судов и очистке нефтесодержащих вод, используется в качестве топлива нефтяного топочного, пригодного для сжигания в котельных. Нефтешламы, образующиеся при зачистке судов от остатков нефтепродуктов, представляют собой смесь продуктов коррозии стенок танков, загрязненные тяжелыми фракциями нефтепродуктов, с илом и речным песком. Предприятие может очищать грунты, загрязнённые нефтепродуктами и нефтешламы. Утилизация этих видов отходов осуществляется с помощью экстракторной установки. Обезвреженные продукты зачистки используются в нижнем слое дорожного полотна автомобильных дорог.

Специалисты предприятия постоянно осуществляют поиск новых методов для сокращения времени и затрат на зачистку судов. Для этого проведён ряд экспериментов с применением новых моющих средств для мойки стенок грузовых танков, и для удаления нефтепродуктов из донных отложений. "Юг-Танкер" принимает отходы морского бурения компании "Лукойл" для их дальнейшей переработки. Технологии переработки были разработаны краснодарским НПО "Бурение".

В 2003 г. ЗАО "Юг-Танкер" планирует ввести в эксплуатацию установку по обессоливанию очищенных буровых сточных вод. Введение в эксплуатацию выпарной установки позволит решить актуальную для Астраханской области проблему утилизации тузлуков рыбопосольных производств.

Перейти к содержанию № 4(4) 2003

 

№ 4(4), 2003
Судоходство