Перспективы развития Северного морского пути

До конца 2003 года Министерство транспорта разработает новую концепцию развития Северного морского пути (СМП), согласно которой к 2010 году в России появится арктическая морская транспортная система, выполняющая функции международного коридора для перевозки транзитных грузов. По предварительным оценкам, коридор может ежегодно давать бюджету до $300 млн. и обеспечить содержание ледокольного флота.

Все 70 лет существования СМП его освоение целиком зависело от бюджетного финансирования. В СССР на него выделялось ежегодно около 200 млн.руб. С 1987 года финансирование стало сокращаться, стал уменьшаться и объем грузовых перевозок. К этому времени по СМП возили почти 7 млн.т грузов в год. Грузопоток складывался из продукции отечественных предприятий, в том числе северного завоза. Речь о транзитных перевозках по СМП тогда и не шла: арктические моря были закрыты для иностранных судов.

После развала СССР объемы перевозок в Арктике падали не так значительно, как в других видах транспорта (скажем, перевозки по железной дороге в 1989-1995 годах сокращались на 30-40% ежегодно). Тем не менее, к 2003 году перевозимых по СМП грузов стало в пять раз меньше (1,7 млн.т), чем прежде. Выручили ледовую трассу устойчивые экспортные поставки одного единственного предприятия - ГМК "Норильский никель": в 2002 году его грузы составляли 65% (1,25 млн.т) перевозок по СМП. Падение объема перевозок по СМП негативно отразилось на всей инфраструктуре Арктики. Правительство выделяло деньги только на дотации ледокольному флоту (около 230 млн.руб.в год).

В январе 2003 года во время визита на ледокол "Ямал" Премьер-министр Михаил Касьянов потребовал от Минтранса разработки новой концепции развития СМП. К 2005 году перевозки на СМП должны вырасти до 3 млн.тонн в год, а к 2015 году - до 13-14 млн.тонн. Такой прогноз предполагает рост транзитных перевозок, привлечение на СМП грузов "Газпрома" и нефтяных компаний, разрабатывающих месторождения Тимано-Печорского бассейна. Кроме того, Минтранс рассчитывает привлечь в Арктику туристов.

В арктическую морскую транспортную систему войдут СМП и российские реки, впадающие в северные моря. Основной аргумент России для привлечения западных инвесторов на СМП состоит в том, что арктический маршрут между Азией и Европой значительно короче пути через Индию и Суэцкий канал (6,6 тыс.км и 11,4 тыс.км соответственно). Сейчас это преимущество не используется из-за того, что западные страховые компании отказываются оценивать риски, связанные с перевозками по СМП. В 2001 году Томас Патерсон, вице-президент компании Canarctic Shipping, подразделения канадской Fednav, говоря о возможных рисках плавания по Арктике, упомянул о неспособности России "предоставить ледокол в нужное время в нужном месте". Министр транспорта РФ Сергей Франк считает, что изменить мнение зарубежных компаний и призвана концепция развития СМП, которая получит статус государственного документа. Она будет гарантировать информационное обеспечение перевозчиков и развитие всех служб в арктическом море. Сейчас правительство гарантирует только развитие ледокольного флота. По оценке Минтранса, если решить проблему страхования и информационного обеспечения, СМП сможет составить конкуренцию пути через Суэцкий канал и привлечь до 2,5 млн. тонн грузов. Тем более что на общем объеме евроазиатского транзита (600 млн.т) это не очень отразится. Отметим, что туристов сложности со страховкой не пугают уже сейчас. За путешествие к Северному полюсу на ледоколе "Ямал" туристы готовы платить $1500 в день, и им не мешает отсутствие госгарантий. Число туристов в Арктике ограничивается только тем, что их обслуживает всего один ледокол, а также ограниченными сроками навигации (июль-август). Один день работы атомного ледокола обходится примерно в $30 тыс., и при наборе группы в 50 человек можно два месяца содержать судно за счет туристов. И все же наибольшие надежды в Минтрансе связывают с российскими компаниями. Наращивать морские перевозки на Севере предполагается прежде всего за счет освоения нефтяных месторождений Тимано-Печорского бассейна и газовых месторождений Ямала. Их потенциал оценивается в 8-10 млн.т экспортных грузов в год. От ГМК "Норильский никель" ожидают сохранения объемов нынешней грузовой базы (1,2-1,5 млн.т в год). Еще 1 млн.т в год должен составить экспорт леса из бассейнов Енисея и Лены. В 2002 году по СМП перевезли первые 200 тыс. тонн с нефтяных месторождений севера Якутии, к 2005 году Минтранс прогнозирует рост экспортных перевозок из Якутии и Чукотки до 3 млн. т в год. По словам начальника администрации Северного морского пути Анатолия Горшковского, сегодня именно перевозки якутской нефти, несмотря на малые объемы, наиболее рентабельны, поскольку суда не ходят порожняком: в якутские порты ледоколы проводят суда с топливом, а обратно - с сырой нефтью.

Общая протяженность судоходных линий трассы Северного морского пути превышает 8 тыс. морских миль. Работу СМП сейчас обеспечивает флот из 11 атомных ледоколов и атомного лихтеровоза "Севморпуть". Флот не обновляется с 1989 года. Если не провести работы по продлению ресурса энергетических установок, все атомные ледоколы выработают свой ресурс к 2015 году. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге с 1989 года строится один новый ледокол - "50 лет Победы", срок его сдачи - 2005 год. Из федерального бюджета на окончание строительства судна должно быть выделено 2,5 млрд. рублей, в том числе 820 млн. рублей в этом году. Ледокольный флот является государственной собственностью, которая передана в оперативное управление Мурманскому морскому пароходству. Обеспечением флота топливом и другими ресурсами, необходимыми для энергетических установок, занимается ФГУП "Атомфлот". Информационное обеспечение СМП осуществляют государственные службы метеоразведки, ледовой разведки и авиаподдержки (поиск и спасение). Общий объем их финансирования оценивается в 105 млн. руб. По трассе СМП осуществляется завоз товаров первой необходимости в города арктического побережья 29 регионов. С 1989 года из-за сокращения объемов перевозок по СМП объемы перевалки грузов в портах Арктики сократились на 90%. Сейчас рентабельным считается только один порт - Дудинка в устье Енисея.

Перейти к содержанию № 3(3) 2003

 

№ 3(3), 2003
Освоение океана и шельфа