Ключи от Арктики в надежных руках

Наш корреспондент беседует с генеральным директором Мурманского морского пароходства Александром Медведевым.

Александр Михайлович, сейчас в средствах массовой информации, в выступлениях представителей деловой и политической элиты появляется немало прогнозов относительно будущего атомного ледокольного флота, которым оперирует Мурманское морское пароходство, возглавляемое вами. Подоплека таких разговоров вполне понятна: пока не началось крупномасштабное освоение шельфа арктических морей и вывоз углеводородного сырья на экспорт морским транспортом, убыточные ледоколы никому нужны не были. Стоило увеличиться грузопотоку и появилось немало желающих прибрать государственную собственность, ведь ледоколы являются своеобразными ключами к освоению Арктики. Какова Ваша позиция по этому вопросу?

- Разрушение любого из звеньев отлаженной транспортной технологической системы, ее дробление неизбежно приведет к разбалансированности ледокольного обеспечения грузоперевозок по СМП - срыву выполнения задач Северного завоза и круглогодичной навигации на Дудинском направлении, благодаря которой страна получает миллиарды долларов за вывоз на экспорт цветного металла. И что не менее важно, это создает проблему не только безопасной эксплуатации ледоколов с ядерными энергетическими установками, но и безопасности мореплавания в целом. Мое предложение конкретно - на данном этапе сохранить оправдавшую себя схему взаимодействия и доверительного управления ледокольным флотом. Недаром говорят, от добра добра не ищут. А нам вообще пока неясно, что предлагается взамен действующей системы.

Но в последнее время идет активное обсуждение вопроса об изъятии ледокольного флота из доверительного управления ОАО "Мурманское морское пароходство" и передаче его новому государственному предприятию, которое планируется создать на базе ФГУП "Атомфлот".

- Это всего лишь идея. А те, кто создавал действующий ныне комплекс, в своем решении базировались на точных расчетах, на понимании того, что объекты повышенной опасности и технической сложности должны находиться в руках опытных специалистов, что эксперименты с передачей этой собственности из рук в руки могут привести к непредсказуемым последствиям.

В Арктике без судов ледового и усиленного ледового класса не обойтись. Будут парализованы грузоперевозки в период осенне-зимней и зимне-весенней навигации. Начало же крупномасштабных перевозок в Арктике углеводородного сырья вообще предъявляет повышенные требования к четкой работе взаимосвязанного комплекса ледоколы - транспортные суда.

Решение об отделении атомного флота от ОАО ММП, если бы оно состоялось, по моему, не учитывало бы целого ряда факторов, ставших объективной реальностью. Например, высокой корпоративной солидарности трудового коллектива. Плавсостав и специалисты ледокольного флота - неотъемлемая составляющая стабильного коллектива Мурманского морского пароходства, со своими традициями, высоким профессиональным потенциалом и социальными гарантиями. Большинство этих людей весьма негативно относится к возможным переменам и перспективе смены места работы, а других специалистов, обладающих подобным практическим опытом, в России нет. Пароходство - единственная Компания в мире, которая осуществляет подготовку и переподготовку плавсостава для работы на гражданских судах с ядерными энергетическими установками. Именно сюда ездят специалисты из многих стран мира учиться, а мы хотим своими руками разрушить и эту, давно созданную и четко работающую систему подготовки кадров.

Работая в условиях рынка, мы обязаны помнить, что многие контракты и договора, касающиеся хозяйственной деятельности ледокольного флота, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, заключались не с абстрактной компанией, а непосредственно с Мурманским пароходством, причем, часть из них имеет долгосрочный характер.

Не надо сбрасывать со счетов и то, что создание любого нового предприятия является весьма дорогостоящим делом по сравнению с вариантом совершенствования и развития созданного и работающего без сбоев единого ледокольно-технологического комплекса на базе Мурманского морского пароходства. Кстати, в этом направлении многое делается. В целях повышения эффективности эксплуатации и обслуживания судов ледокольного флота, а также финансового оздоровления ФГУП "Атомфлот", Мурманское пароходство совместно с руководством указанного государственного предприятия уже согласовало с Министерством имущественных отношений РФ условия договора аренды пароходством имущества ФГУП "Атомфлот".

Не могу не вспомнить в связи с этим совещание, которое проводил в апреле 2000 года на борту атомного ледокола "Россия" Президент РФ Владимир Путин. Он задал вопрос президенту НК "ЛУКОЙЛ" Вагиту Алекперову относительно целесообразности вывода атомного ледокольного флота из доверительного управления ОАО ММП, на что получил такой ответ: "Я считаю, что нет смысла создавать еще один бюрократический аппарат, который будет управлять четырьмя судами. Ведь существует уникальный оператор - Мурманское морское пароходство, которое имеет опыт управления. Какой смысл государству тратить деньги, когда с этим успешно справляются специалисты. Можно просто ужесточить контроль со стороны министерства транспорта". Думаю, Вы согласитесь со мной, Вагит Алекперов умеет считать деньги.

Не следует сбрасывать со счетов и международный резонанс, который последует после принятия такого решения. Ведь деятельность атомного ледокольного флота в западных странах прочно ассоциируется с Мурманским морским пароходством. Имидж этой компании, плодотворная работа ее руководства с западными партнерами позволили начать реализацию ряда крупных международных проектов по повышению радиационной безопасности атомного флота, и не только гражданского, но и военного. Именно под гарантии пароходства иностранными инвесторами безвозмездно выделялись и выделяются многомиллионные транши на выполнение работ, которые государство недостаточно финансирует. Этому процессу может быть нанесен невосполнимый ущерб.

В связи с затягиванием ввода в строй атомного ледокола "50 лет Победы" шло немало разговоров о продлении ресурса работы атомных паропроизводящих установок действующих атомоходов, что позволит продлить временную паузу, необходимую для проектирования и строительства серии ледоколов нового поколения. На какой стадии находится решение данной проблемы?

- Атомные ледоколы нельзя рассматривать как обычные коммерческие суда. Они - часть транспортной инфраструктуры, которую обязано поддерживать государство, обеспечивая нормальный цикл их воспроизводства. Но 10 лет назад он был нарушен. Время для обновления флота упущено, и чтобы наверстать его, остается единственный выход. Необходимо продлить ресурс работы ядерных энергетических установок действующих ледоколов на 5 - 7 лет, что позволит перекрыть разрыв в цикле обновления атомного ледокольного флота.

В свое время Президент РФ дал поручение разработать комплекс мер по возрождению атомного ледокольного флота. 24 апреля 2000 года было подписано распоряжение Путина В.В. № Пр-852 в котором определялись источники финансирования работ, направленных на увеличение ресурса действующих судовых атомных энергетических установок и сроков эксплуатации существующего атомного ледокольного флота. К сожалению, данное поручение реализуется медленно.

Понимая важность обеспечения нормального функционирования атомного ледокольного флота для развития Севера, мы напрямую обращались во многие инстанции с просьбой принять меры по реализации данных поручений. ГУП "ОКБ машиностроения им. Африкантова И.И." Минатома России разработало "Программу продления ресурса до 150 тысяч часов и срока службы до 30 лет систем и оборудования атомных паропроизводящих установок атомных судов", которая утверждена Минтрансом, Минатомом и Миннауки России. Срок реализации программы определен на период с 2000 по 2005 год, а стоимость работ - 50 миллионов долларов.

Затем 7 мая 2000 года Минтрансом, Минатомом и Минпромнаукой России была утверждена Программа продления ресурса АППУ действующих ледоколов до 150 тысяч часов и срока службы до 30 лет. Проблемой занимаются представители 14 головных ЦНИИ, КБ и заводов-изготовителей.

Работы по продлению ресурса АППУ сейчас завершаются на атомном ледоколе "Арктика" - первом линейном атомном ледоколе второго поколения, АППУ которого превзошла отведенный ей стотысячный ресурс, достигнут показатель - 142 тысячи часов. Сегодня в практической плоскости решение вопроса о возможности продления ресурса работы атомной паро-производящей установки этого ледокола до 175 тысяч часов, а его срока службы с 25 до 32 лет. Сейчас на ледоколе "Арктика" основные работы выполняются силами экипажа. Мы надеемся, что к лету 2003 года "Арктика" вернется на трассу Северного морского пути, а мероприятия по продлению ресурса АППУ начнутся на атомном ледоколе "Россия".

Этот опыт позволит России сохранить атомный ледокольный флот, а, значит, и свои позиции в Арктике до 2015-2020 годов, то есть до того момента, когда на смену ныне существующим придут атомоходы нового поколения.

Безусловно, продление эксплуатации атомного ледокола "Арктика" и работы по продлению ресурса АППУ других ледоколов государству и пароходству обойдутся недешево. Но эта сумма составит лишь 20 процентов от стоимости строительства одного нового ледокола.

Не могу не отметить и еще одно серьезное достижение наших специалистов. Впервые в практике эксплуатации атомного ледокольного флота специалистами Мурманского морского пароходства и ФГУП "Атомфлот" была проведена уникальная операция по замене внутреннего устройства парогенератора АППУ атомохода "Вайгач". Это позволило продлить срок его эксплуатации и использовать атомную паропроизводящую установку данного ледокола на полную мощность.

Как видим, Мурманское пароходство в содружестве с учеными и заинтересованными ведомствами сумело выработать оптимальный вариант выхода из критической ситуации, в которую попал за годы реформ гражданский атомный флот.

Известно, что ОАО ММП - автор разработок и исполнитель на практике уникальных транспортно-технологических систем, значение которых, может быть, еще не всеми оценено. Расскажите об этом направлении деятельности компании.

- Специалисты пароходства всего лишь за четыре года создали транспортно-технологические системы по вывозу углеводородного сырья из Тикси, Обской губы, с Варандея.

О том, что ОАО ММП - признанный лидер в вопросах создания ТТС, говорит и такой пример. Мурманским морским пароходством не только разработан стратегически верный вариант отгрузки нефти на экспорт морским путем с месторождений Варандейско-Адзъвинской группы, объемы добычи которой неуклонно возрастают, но и создан рейдовый терминал на Варандее. Благодаря ему уже отгружены в танкеры сотни тысяч тонн ценнейшего углеводородного сырья. Причем, мы вывозим нефть круглогодично, чего в мире никто до нас, в ледовых условиях не делал.

Договор о долгосрочном сотрудничестве подписан пароходством и с НК "ЮКОС". Наша компания стояла у истоков создания системы по перевалке нефти через Кольский залив, с круглогодичной ее доставкой из порта Витино, через льды замерзающего зимой Белого моря, проводку танкеров в которых обеспечивают наши же ледоколы. Только за период с октября 2002 года по февраль 2003 - го удалось отправить на экспорт более одного миллиона тонн нефти.

Таким образом, бесперебойная работа транспортно-технологических систем, созданных непосредственно Мурманским морским пароходством, также возможна только в условиях отлаженного функционирования комплекса: ледокол - транспортное судно - система управления. Все взаимосвязано в Арктической транспортной деятельности, и по - моему, совершенно недальновидно не считаться с реальностью, за которой стоят десятилетия надежной и эффективной работы флота Мурманского морского пароходства.

Перейти к содержанию № 3(3) 2003

 

№ 3(3), 2003
Освоение океана и шельфа