Завод Нижегородский Теплоход. Для обеспечения судоходства

Полтора года назад, в строгом соответствии со сроками контракта, заводом «Нижегородский Теплоход» и Северо- Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» был подписан акт приемки-передачи лоцмейстерского судна проекта BLV01. Это было первое обстановочное судно подобного класса и функционала за весь постсоветский период. Сегодня ЗНТ ведет строительство еще двух обстановочных судов проекта BLV02, проведя модернизацию в соответствии с требованиями заказчика, в качестве которого выступает ФКУ «Речводпуть».

Полтора года назад был реализован в рамках программы развития ФГУП «Росморпорт» этот новый «прорывной» проект. Судно было построено всего за год: 15 июля 2010 г. состоялась торжественная церемония закладки киля лоцмейстерского судна проекта BLV01, 15 июля 2011 г. – был подписан акт приемки передачи судна заказчиком.

Уже на ходовых испытаниях, которые включали в себя пробную постановку и подъем на борт тяжелых буев типа БМБЛ-78 и развертывание средств ЛРН, было подтверждено: судно проекта BLV01 имеет широкие функциональные возможности, отличные ходовые и маневренные характеристики.

– Судно оснащено самым современным механическим и электрическим оборудованием, движительной системой с высоким классом автоматизации и соответствует всем требования международной конвенции, – говорит генеральный директор ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» Сергей Коновалов. Главная особенность построенного судна – в его многофункциональности, в комбинации свойств и технических возможностей. – В современных условиях мы стремимся к тому, чтобы суда технического и вспомогательного флота были более эффективными в эксплуатации: одна платформа должна обеспечивать выполнение самых разных задач по обслуживанию нужд портов и путей, – считает Владимир Штрамбранд, начальник Управления развития и строительства флота ФГУП «Росморпорт».

Так, кроме своего прямого назначения – выполнения навигационно-гидрографических работ, установки на подходах и в акватории порта средств навигационного ограждения (СНО), их обслуживания и съемки лоцмейстерское судно проекта BLV01, при необходимости, может параллельно решать и другие задачи, к примеру, обеспечивать доставку грузов и топлива на острова, где располдожены автомотизированные посты системы управления движения судов Финского залива.

– Судно оснащено оборудованием для ликвидации разливов нефти (ЛРН), в том числе, оборудовано скимерами для сбора нефтепродуктов с поверхности моря, а также может осуществлять постановку боновых заграждений, – рассказывает Александр Фокин, начальник отдела проектов и сопровождения судостроения Управления развития и строительства флота ФГУП «Росморпорт».

Кроме того, для обеспечения выполнения судном гидрографических и промерных работ предусмотрена установка гидрографического DGPS-приемника, гидрографического эхолота, датчика измерения вертикальной скорости звука в воде, а также гидролокатора бокового обзора, что позволяет эффективно решать задачи по промеру глубин.

Важно, что судно построено для решения специальных задач в соотвествии с функциями, возложенными на ФГУП «Росморпорт» по содержанию и обслуживанию СНО на акваториях морских портов и подходов к ним.

– Инновационность данного проекта – в сочетании современных технических и технологических решений, которые существенно улучшают функциональные возможности судна, – считает Геннадий Егоров, генеральный директор Морского Инженерного Бюро.

Среди удачных решений, по мнению специалистов, – уже сама форма корпуса: судно достаточно широкое, что делает его остойчивым. Впервые на судах такого класса в качестве единых средств движения и управления судном применены две современные полноповоротные винто-рулевые колонки мощностью около 405 кВт на каждом винте, что позволило построить судно с малой осадкой и возможностью работы на мелководье. Судно имеет также нехарактерную для подобного типа судов полностью застекленную ходовую рубку с обзором в 360 градусов. Впервые при строительстве было применено решение об использовании носовой части палубы для работы с используемыми буями больших габаритов и массы. Среднее расположение рабочей палубы позволяет разместить одновременно 4 тяжелых буя БМБЛ-78 с якорными устройствами.

– Лучшие конструктивные решения мы искали даже на стадии строительства, – вспоминает генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов. – Вели постоянный диалог с проектантом и заказчиком, вносили изменения в документацию, первые испытания проводили с будущей командой, так как опытный капитан лучше всех знает, как должно работать судно в реальных условиях. Мы все работали на одну цель и, несмотря на то, что подобное судно в стране строилось впервые, вышли на показательный результат. С учетом опыта эксплуатации судна, за 1,5 года специалистами ФГУП «Росморпорт» уточнены требования к судну, выработаны предложения по улучшению отдельных проектных решений.

– В частности, рассматривается вопрос об установке на судне подруливающего устройства и внедрении элементов динамического позиционирования, – делится идеями Александр Фокин. – Кроме того, рассматриваются решения по внесению изменений в конструкцию пропульсивной системы, с целью улучшения управляемости судна при движении в мелкобитом льду. Как утверждают представители заказчика, появление данного судна было крайне необходимым, так как обстановочные суда в стране не строились с середины 80-х годов прошлого века.

– Опыт строительства и эксплуатации судна «Дмитрий Сироткин» в обязательном порядке будет учтен нашим предприятием и проектными организациями при строительстве лоцмейстерских судов новых проектов, – уверен Александр Фокин. – Строительство лоцмейстерских судов для ФГУП «Росморпорт» рассматривается в настоящее время как одна из первоочередных задач.

Лоцмейстерское судно проекта BLV01

Заказчик – ФГУП «Росморпорт».

Технический проект судна – «Морское Инженерное Бюро».

Разработка РКД – ООО «ЗНТ – Инжиниринг».

Назначение судна. Лоцмейстерское судно предназначено для выполнения работ по установке на подходах и акватории порта плавучих средств навигационного ограждения, их обслуживанию на акватории и съемке, а также для выполнения ряда вспомогательных функций.

Судно однопалубное самоходное двухвинтовое с надстройкой бака, с транцевой кормовой конечностью, со средним расположением рабочей палубы, позволяющей разместить одновременно 4 буя БМБЛ-78 с якорными устройствами, с главными двигателями и жилой рубкой в кормовой оконечности, с грузовым краном, обеспечивающим работу с буями. Район плавания. Акватория морского порта Санкт-Петербург (включая устьевые участки реки Нева), порты Приморск, Высоцк, Выборг, Усть-Луга.

Основные характеристики судна:

  • длина габаритная – около 43,09 м;
  • ширина габаритная – около 10,20 м;
  • высота борта на миделе – 3,30 м;
  • осадка по КВЛ – 2,5 м;
  • скорость на полном ходу – 10 узл.;
  • автономность – 7 суток.
  • Класс РС – КМ Ice 3 R2-RSN AUT3-C.

Технические особенности. В качестве единых средств движения и управления применены две полноповоротные винто-рулевые колонки SPR 330 FP мощностью около 405 кВт на каждом винте. Винты фиксированного шага диаметром 1,20 м, в насадках.

Привод ВРК осуществляется через Z-передачу от высокооборотных дизельных двигателей Volvo Penta D16MH мощность 405 кВт каждый. Носовая оконечность судна имеет усиленные ледовые подкрепления.

Для обеспечения выполнения судном своих основных функций по снятию, постановке и обслуживанию навигационных плавучих знаков установлен грузовой гидравлический кран грузоподъемностью 8 т с вылетом стрелы 10 м.

Кран имеет возможность работы при волнении моря 3 балла без потери грузоподъемности на максимальном вылете.

Для сброса с палубы якорей, при постановке буев предусматриваются подъемники, обеспечивающие сброс якорей массой до 3 т.

Для обслуживания плавучих навигационных знаков имеется рабочий катер. Предусмотрена возможность транспортировки бонового заграждения и оборудования для ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов.

Для обеспечения выполнения судном гидрографических и промерных работ устанавливается гидрографический DGPS-приемник, гидрографический эхолот, датчик измерения вертикальной скорости звука в воде, а также гидролокатор бокового обзора.

В носовой части судна предусмотрен грузовой танк объемом 53 м3, который предназначен для приема с судов сточных вод.

Обстановочное судно проекта BLV02

15 марта 2012 г. судостроители ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» заложили киль обстановочного судна проекта BLV02 (строительный номер 902), через несколько месяцев, в августе 2012 г. был заложен киль еще одного подобного судна (строительный номер 903).

Открытый конкурс на выполнение работ по строительству двух обстановочных судов был объявлен ФКУ «Речводпуть» в октябре 2011 г. Контракт между госзаказчиком и победителем конкурса заводом «Нижегородский Теплоход» подписан 21 декабря 2011 г. В соответствии с условиями контракта ЗНТ за 675 дней построит два обстановочных судна: для ФГУ «ВолгоБалтийское ГБУВПиС» (г. Санкт-Петербург) и для ФБУ «Беломорско-Онежское ГБУВПиС» (г. Медвежьегорск).

– Эти обстановочные суда предназначены для контроля состояния судового хода на внутренних водных путях и акваториях портов, навигационного ограждения судового хода, – рассказывает Николай Клоченко, заместитель руководителя ФКУ «Речводпуть». – Также суда будут осуществлять контроль горения огней на знаках освещаемой обстановки, обслуживание знаков судоходной обстановки и ремонт светосигнальной аппаратуры.

Потребность в подобных судах, по мнению специалистов, существует. Они могут работать на внутренних бассейнах разряда «М» – озерах Ладожском, Онежском и озере Байкал. Потенциальными заказчиками таких судов могут быть ФГУ«Волго-Балтийское ГБУВПиС», ФБУ «Беломорско-Онежское ГБУВПиС», ФБУ «Байкало-Ангарское ГБУВ-ПиС». Cтроящиеся суда проекта BLV02 имеют класс М-СП 3,5 (лед 40) А и будут эксплуатироваться на внутренних водных путях и морских районах с учетом ограничений соответствующих классу. Новые суда могут пойти на замену устаревшим обстановочникам класса «М» проекта 722.

В отличие от базового проекта BLV01, с учетом условий эксплуатации строящихся судов, исключены некоторые функции, такие как участие в операциях ЛРН, обследование дна и другие.

В отличие от проекта BLV01, который эксплуатируется исключительно в морских районах, обстановочное судно проекта BLV02 будет эскплуатироваться на внутренних водных путях и морских районах с учетом ограничений соответствующих классу М-СП 3,5 (лед 40) А, с высотой волны 3,5 м (против 6,0 у BLV01).

Условия будущей эксплуатации судов определили ряд конструктивных изменениях в проекте, которые были согласованы со строителями и разработчиком РКД компанией ЗНТ–Инжиниринг.

Главные из внесенных в проект изменений:

  • на судах размещены дополнительные каюты для более комфортных условий проживания экипажа (12 человек и 5 инспектирующих лиц);
  • улучшен обзор из рулевой рубки;
  • установлен аварийный дизель-генератор;
  • для снижения валкости судна установлены скуловые кили.

Обстановочное судно проекта BLV02

Заказчик – ФКУ «Речводпуть».

Технический проект судна – «Морское Инженерное Бюро».

Разработка РКД – ООО «ЗНТ – Инжиниринг».

Тип судна. Стальное однопалубное самоходное двухвинтовое судно с надстройкой бака и юта, с транцевой кормовой оконечностью, с рабочей палубой в средней части, позволяющей разместить одновременно 4 буя типа БМС с якорными устройствами, с машинным отделением и жилой рубкой в кормовой оконечности, с грузовым краном.

Класс судна. Судно проектируется и строится на класс Российского Речного Регистра М-СП 3.5 (лед 40) А, а также в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Назначение судна. Обстановочное судно, предназначенное для выполнения следующих работ:

  • контроль состояния судового хода на внутренних водных путях и акваториях портов;
  • контроль состояния навигационного ограждения судового хода, контроль горения огней на знаках освещаемой обстановки;
  • расстановка и снятие знаков, а также их перемещение при изменении границ судового хода;
  • обслуживание знаков судоходной обстановки и ремонт светосигнальной аппаратуры.

Район плавания и условия эксплуатации. Внутренние водные пути России с учетом ограничений; морские районы, соответствующие району плавания М-СП 3.5 (смешанное «река-море» плавание на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 3,50 м).

Расчетная температура наружного воздуха +40oС при влажности 65% летом и при – 20oС влажность 85% зимой, воды от + 20oС до 0oС соответственно. Предусматривается работа в морских районах А1.

Основные технические характеристики судна:

  • длина габаритная – 46,97 м
  • длина по КВЛ – 40,49 м
  • ширина габаритная – 10,48 м
  • ширина по КВЛ – 9,70 м
  • высота борта на миделе – 3.50 м
  • осадка по КВЛ – 2,00 м
  • осадка максимальная – 2,50 м
  • номинальная мощность ГД, кВ – 2X588 кВт при 1800 об/мин MAN D2842LE412
  • скорость хода на глубокой тихой воде для свежеокрашенного корпуса без обрастания при осадке 2,0 м при 85% МДМ – не менее 10.8 уз.

Винто-рулевые колонки. Движение и управляемость судна обеспечивается двумя кормовыми полноповоротными винто-рулевыми колонками фирмы «Schottel» типа SPR 33 Энергетическая установка 0 FP с винтами фиксированного шага в насадках.

Энергетическая установка состоит из:

  • главной установки, состоящей из двух дизельных двигателей максимальной длительной мощностью по 405 кВт каждый, работающих на 2 полноповоротные винто-рулевые колонки с винтами фиксированного шага в пропульсивной насадке;
  • вспомогательной установки в составе двух дизель-генераторов электрической мощностью по 130 кВт каждый и одного аварийного дизель-генератора электрической мощностью 28 кВт;
  • вспомогательных механизмов и аппаратов, обслуживающих энергетическую установку.

Будущее проекта

– Анализ, проведенный специалистами ЗНТ и ЗНТ–Инжиниринг во время работы над данным проектом показал возможные пути модернизации проекта, – рассказывает Сергей Смирнов, главный конструктор проекта. – Это оптимизация, при необходимости, мощности пропульсивной установки и снижение при этом эксплуатационных расходов, возможность перевозки грузов как навалочных в трюме, так и генеральных на открытой палубе, выполнение буксировочных операций при помощи кормовой якорно-швартовно-буксирной лебедки. При необходимости, функционал судов данного проекта может быть значительно расширен. В частности, судно может иметь соответствующие требованиям заказчика технические возможности и осуществлять:

  • участие в операциях по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в качестве вспомогательного транспорта для доставки оборудования ЛРН;
  • проведение работ по мониторингу подводных потенциально опасных объектов;
  • участие в проведении спасательных, судоподъемных и гидротехнических работ в объеме установленных на судне средств;
  • обеспечение эксплуатации малогабаритных телеуправляемых подводных аппаратов;
  • обследование дна акваторий подводных частей корпусов и винто-рулевых устройств кораблей.

– Таким образом, с учетом отработки основных решений на головном судне, завод «Нижегородский Теплоход» готов предложить потенциальным заказчикам серию подобных многофункциональных судов с учетом особенностей и условий их будущей эксплуатации в составе технического и вспомогательного флота страны, – подводит итог генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов.

Завод Нижегородский Теплоход (ЗНТ), ОАО

606440, Нижегородская обл., г. Бор, ул. Луначарского, д.128

Телефон: +7 (831) 592 03 25

E-mail: znt@znt-yard.ru

Перейти к содержанию № 4(42) 2012

 

№ 4(42), 2012
Судостроение

Лоцмейстерское судно «Дмитрий Сироткин» проекта BLV01

Спуск на воду судна проекта BLV01 28 апреля 2011 г.

В. И. Штрамбранд и С.М. Коновалов. Закладка киля судна проекта BLV01 15 июля 2010 г.

ЗНТ ведет строительство двух судов проекта BLV02

Закладка киля